• Корзина пуста.

Лады альтерированной диатоники

Изучение ладов во всем их многообразии, один из важных этапов овладения мастерством, как для музыкантов, которые занимаются созданием и аранжировкой музыки, так и для импровизаторов. Также, несомненно важно понимание ладов для исполнителей, так это помогает им лучше запоминать и воспринимать музыкальный материал.

Я бы выделил 2 подхода к изучению ладов, которые встречаются среди музыкантов

  1. Обычно большинство музыкантов замыкаются в рамках традиционных ладов (мажоро-минорная система, натуральные лады).

В принципе, для большинства стилей музыки этого достаточно, особенно если в дополнении к этим ладам активно использовать хроматику.

  1. Второй подход распространен среди музыкантов, которые любят экспериментировать.

Например, Steve Vai, Frank Zappa, Robert Fripp, Allan Holdsworth

Он подразумевает использование экзотических ладов во всем их многообразии.

Один из первых шагов, которые вы можете сделать для изучения ладов за рамками привычной системы это освоить лады альтерированной диатоники.

По сути, это те же натуральные лады, с различными вариантами альтераций ступеней.

И их можно использовать, как для построения мелодий, так и в контексте ладовой (модальной) гармонии.

При этом звучание будет получаться нестандартное, непривычное с характерными интонациями выбранных ладов.

Вот наиболее простые варианты альтерированных ладов:

  1. Лидийский увеличенный

  2. Лидийско миксолидийский

  3. Мелодический мажор или миксолидийский с пониженной 6

  4. мелодический минор ( дорийский +6)

  5. Эолийский с 5b

  6. Фригийско-дорийский

  7. Альтерированный лад

Вы можете заметить, что все эти лады являются обращениями мелодического минора. Именно в контексте этого лада они изучаются в джазовой импровизации.

Однако, для правильного восприятия этих ладов, важно изучать их не в связи с мелодическим минором, а в связи с тем ладом, который альтерируется для получения нового.

Например, лидийский увеличенный некоторые могут воспринять, как ля минор мелодический от 3 ступени, что верно по звуковому составу, но не верно по ступеневому.

Верно воспринимать этот лад, как альтерацию лидийского лада.

Сводная таблица ступеней для построения модальных аккордов в альтерированых диатоничиеских ладах. (Ступени без альтераций обозначают натуральную ступень относительно ионийского лада)

Лидийский ув.

#5

7

3

#4

6

9

Лидийско-миксолидийский

#4

b7

3

6

9

5

Миксолидийский b6

b6

b7

3

9

5

4

Дорийский с повышенной 7

7

b3

6

9

5

4

Эолийский с 5b

5b

b3

b7

b6

9

4

Фригийско-дорийский

6

b2

4

b7

b3

5

Супер локрийский

b4

b7

b6

b3

b5

b2

Так как, в отличие от традиционных натуральных ладов здесь есть еще одна характерная ступень, то очевидно, что при построении аккорда важно учитывать наличие обеих ступеней.

В таблице представлены ступени по их важности для создания фонизма аккорда.

Примеры аккордов.

Фригийско-дорийский:

Суперлокрийский

Так как эти лады очень похожи на свои диатонические варианты, то проблем с их освоением быть не должно. Определить аккорды для обыгрывания которых подойдет тот или иной лад можно традиционным способом:

Альтерация внутри лада должна присутствовать, как альтерация и внутри аккорда:

Лидийский увеличенный можно использоваться для обыгрывания аккорда maj#5

Лидийско миксолидийский подойдет для 7#11 или 7sus4# либо для обыгрывания септаккорда VI ступени минора или IV ступени мажора

Мелодический мажор или миксолидийский с пониженной 6 соответствует аккорду 7#5

мелодический минор (дорийский +6)  m(maj)7

Эолийский с 5b –  m7b5

Фригийско-дорийский  – susb9

Альтерированный лад – 7alt

14.03.2020

0 комментарий (-ев) к статье "Лады альтерированной диатоники"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture