• Корзина пуста.

Заблуждения об импровизации

Много ли Вы знаете хороших музыкантов импровизаторов?

Таких, которые могут создавать абсолютно новое звучание при каждом исполнении, когда импровизация превращается в произведение имеющее единство формы и содержания?

Сколько таких музыкантов Вы знаете лично?
По статистике 95% музыкантов с академическим образованием не умеют импровизировать. А музыканты, напрямую связанные с импровизационной музыкой, очень часто идут по пути использования шаблонов, заученных фраз.
Если посмотреть вглубь веков, то можно увидеть ,что традиция исполнять музыку по нотам, не внося изменений в авторский текст, имеет не такие уж глубокие корни. Произведения Моцарта не были строго математической игрой композитора с гаммами, а представляли из себя всего лишь эскизы для музыкантов. Как и сегодня джазовому музыканту нужна всего лишь тема и основная гармония, для создания бесконечных вариантов произведения, так музыканты времен Моцарта использовали его музыку как идею для вольной трактовки.

Вспоминается эпизод из фильма ‘Мы из Джаза”, в котором саксофонист играл записанную в нотах фразу бесконечное количество раз, не понимая что от него требуют.

По всей видимости, услышав современное исполнение своей музыки Моцарт не понял бы где собственно музыка, а исполнение было бы похоже на игру саксофониста из фильма.
Важно понять, что сиюминутный процесс сочинения музыки отражает главную идею музыкального искусства, а именно интерактивность – музыка звучит только в данный момент времени, неповторяемость.
Думаю это небольшое вступление убедило Вас в необходимости развития умения импровизировать.
Какие наиболее распространенные заблуждения об импровизации существуют?

Нужно овладеть инструментом (виртуозно)

Посмотрим на это утверждение с другой стороны – есть огромное количество людей обладающих виртуозной техникой, но не умеющих построить вразумительную 4-х тактовую фразу.

С другой стороны есть не виртуозы, которые отлично импровизируют. Осваивать искусство импровизации можно сразу же после первого знакомства с инструментом (если вы только начали играть) или же  начинайте как можно раньше (начните сегодня когда будете заниматься)

2. Для того,чтобы импровизировать нужно заучить много чужих фраз (иметь большой словарь)
Бессмысленное заучивание чужих фраз ни к чему хорошему не приведет. В лучшем случае Вы будете звучать, как второй кто-то там. Вам это нужно?
Гораздо важнее научится извлекать пользу из анализа чужих соло, освойте принцип, ядро фразы и смело применяйте в своей музыке.

Учитесь использовать теоретически материал для выработка уникального стиля. Попробуйте из одного чужого соло вынести идей на сотню,тогда Вам не придется до конца жизни учить чужие фразы. Будьте собой

3. Импровизации нельзя научиться, это либо дано либо нет
Такого рода заблуждения, естественно, ошибочны. При правильной организации занятий обучение импровизации ничуть не сложнее обучения игре или сольфеджированию, ну и естественно во много раз интереснее. Обучение импровизации имеет много аспектов, однако большинство из них так или иначе затрагивает смежные музыкальные области( композиция, исполнительство) и помогает осваивать несколько дисциплин в одной.

4.Нужно знать много гамм и аккордов, ладов и т.д.
Несомненно знание теории необходимо. Однако начать можно и с одной ноты (и даже без инструмента). По мере того, как Вы будете развиваться новые идеи незаметно войдут в Ваш мозг.

Главное здесь постепенность. Можно всю жизнь играть одну гамму и выдавать гениальные импровизации.
Поскольку обучение импровизации требует некоторого пересмотра методов организации занятий, приведу для сравнения две системы:
Стандартная

  1. техника
  2. репертуар
  3. чтение с листа
  4. слух
  5. гармония
  6. сольфеджио
  7. формообразование(фразировка)
  8. импровизация

Как видите здесь довольно большое количество предметов и если уделять каждому как минимум час,то занятия растягиваются на целый день

Теперь другая схема:
1.Импровизация
2.Репертуар
3.Техника (при необходимости)
Как видите здесь всего три пункта.

Куда же мы убрали остальные?

Секрет здесь в том, что изучение формы, гармонии, ритма, слуха, развитие техники, сольфеджио включается в занятия по импровизации. Поскольку для развития импровизационного мышления Вам будут необходимы все эти навыки нужно сразу же в водить их в практику.

Таким образом, работа над импровизацией обучает Вас различным аспектам музыки. Чем лучше разовьется связь между Вашим мозгом, ушами и руками, тем быстрее Вы станете виртуозно владеть инструментом без изматывания себя сухими не музыкальными упражнениями

0 комментарий (-ев) к статье "Заблуждения об импровизации"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture