• Корзина пуста.

Положение интервала в мелодии

Из курса гармонии любому музыканту известно, что звучание аккорда во многом определяется от положения его в последовательности. Аккорд может играть важную роль в формировании гармонического звучания, а может быть вспомогательным или заменой. Очень часто движение от одного аккорда к другому определяет всю следующую цепочку (так называемая гармоническая инерция)

Если сравнивать гармонию и мелодию, то для мелодий образующей ячейкой, формирующей ее звучание будет интервал. Как известно, интервал это физическое воплощение интонации.

Большинство из нас изучает интервалы в самом начале освоения теории и затем благополучно о них забывает. Однако осознанный подход к выбору интервалов и понимание их функции в создании музыкального образа помогает значительно расширить палитру выразительных возможностей композитора и улучшить технику создания мелодии.

С одной стороны любой интервал — это достаточно универсальная единица музыкального языка на которую влияет гармония, динамика, интонирование, фразировка и многое другое. И при первом взгляде может показаться, что составить какую-либо общую схему использования интервалов в мелодии практически не возможно.

Однако художественная практика показывает, что при обучении композиции и написанию мелодий можно выделить такие схемы, которые достаточно унифицированы и в то же время максимально практичны.

Для этого используются 2 схемы рассмотрения интервала.

1) Положение интервала в соответствии с местом в мелодической последовательности.

Здесь выделяют:

а) начальное
б) серединное
в) конечное
г) околоцезурное

Каждое из этих положений влияет на восприятие интервала слушателем.

Начальное — акцентирует внимание, заостряет интонацию, задает вектор будущего движения мелодии. Особенно эффективно при затакте, поскольку гармония запаздывает относительно мелодического движения и как следствие мелодические силы превышают гармонические.

Серединное — имеет 2 направления — продолжающее (инерционное) либо поворотное.

Каденционное положение — максимально нейтральное, поскольку кадансы представляют собой веками выработанные шаблоны мелодического движения. Очень редко может выделятся отдельный интервал. Здесь важно торможение движения в конце раздела формы.

Околоцезурное — интервал обезличен, поскольку первый звук интервала завершает построение, а второй начинает следующее

Кроме того, каждый интервал в зависимости от его слухового восприятия можно представить в следующих позициях

а) активная
б) пассивная
в) нулевая

Активная позиция — это яркая интонация, которая выделяется на фоне общего движения.

Пассивная — интервал часть общего движения, обезличен.

Нулевая — интервал не воспринимается.

Общее соотношение интервалов для большинства мелодий следующее.

Активные 2-3 в периоде.
Пассивные основа мелодии, соединительная ткань.
Нулевые также ограничены областью цезур и кадансов.

Такое соотношение является эталонным для большинства мелодий потому что соответствует законам музыкальной формы.

19.03.2020

6 комментарий (-ев) к статье "Положение интервала в мелодии"

  1. Правильно ли я понял? Может быть околоцезурные, а не околоцензурные?

  2. Денис , объясните ,пожалуйста- отличие мелодии от мотива для ,,чайника,,.Было пожелание по поводу моей песни , чтобы во 2 части не повторялась мелодия, чтобы эти части отличались друг от друга. Но я не поняла,что нужно поменять.Гармонию ?

    • Мотив это наименьшая составная мелодии, зерно. Состоит из 1-4 нот и опирается на одну сильную долю ( условно). Мелодия полноценная форма, которая имеет длину минимум 16-32 и является законченной музыкальной мыслью. Пожелание по поводу Вашей песни было от кого и по какому поводу? Нужно смотреть, что за песня. Но скорее всего имелось ввиду поменять мелодию – сделать ее контрастной

  3. Каким образом можно получить такой контраст в мелодии , чтобы избежать повтора и ,наверное, песня станет интересней?

  4. Денис,здравствуйте!Читал статью про интервалы и добрёл до вас.Воспользуюсь гостеприимством и обращусь к Светлане.Светлана,а вы можете прислать послушать или в контакте выставить у себя мелодию.Так трудно что то сказать.Денис же правильно сказал.Мелодия это сформированная мысль.Если вы пишете песню,то наверное я бы сначала текст прочитал.Есть разные мнения по поводу написания песен.Кто то говорит,что сначала мелодия потом текст,а кто то текст пишет сначала.У меня иногда сразу и то и другое получается.Но к слову сказать вначале я писал по готовым текстам.Это были стихи Сергея Есенина и Гарольда эль Регистана.Если хотите пообщаться,то адрес вконтакте vk.comteleginbusigines .Сам я похоже на некоторые темы исписался,а молодые авторы легко пишут тексты,а мелодии затруднительны.Может и допишется.Не бойтесь,что я заберу вашу песню.Это предрассудок.Даже если мелодия и хороша,надо её ещё и одевать и обувать.Я сам могу вам предложить песни для исполнения.Удачи в творчестве.Денис До свидания!До связи!

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture