• Корзина пуста.

Познание формы через опыт

Один из самых быстрых и прогрессивных способов освоения любой новой информации это наш опыт.
Уже имеющиеся знания в любой области жизни или искусства, можно легко перенести на изучаемый предмет.

Можно ли это применить к музыке?

Конечно да!

Некоторые элементы музыки уникальны (например, мелодия, гармония) не находят аналогии в других явлениях жизни. Другие вполне можно изучать сквозь призму уже понятных вам явлений.

Наиболее эффективно использовать такую тактику при изучении музыкальной формы, синтаксиса, музыкального языка.

И если аналогия между простыми элементами музыкального языка (фраза, предложение) понятная практически каждому музыканту, то более крупные построения и развитие музыкального сюжета вызывают затруднения даже у опытных авторов музыки.

Сегодня я не буду использовать музыкальную терминологию, а попробую объяснить, как работают некоторые музыкальные явления на примере всем известных видов искусства.

1) Принцип повторности и контраста

Казалось бы очевидно, что ни в одном явлении нашей жизни мы не будем удовлетворены постоянными повторениями одного и того же, или постоянной сменой обстановки.

Приведу совсем простые примеры:)

Никто не хочет каждый день есть одно и тоже блюдо или делать какое одно действие.

Но и постоянное обновление также не будет радостным событием. Для проверки этого утверждения, достаточно провести в путешествии всего 1 месяц, меняя каждый день город на новый.

Тем не менее, очень часто при работе над формой допускаются перегибы именно в этих банальных принципах.

Либо слишком много повторности, от которой тянет зевать. Либо сумасшедшая смена материала, в которой становится непонятна сама суть музыкального высказывания.

Отсюда делаем первый вывод: баланс формы это баланс между повторениями и контрастом.

Представьте, что вы смотрите фильм в котором в течение всего времени показывают только одного героя, одним планом.

Или, что вы смотрите фильм в котором огромное количество персонажей вводится без всякой логики (для интереса посмотрите обзор BadComedian на фильм Газгольдер:)

Надеюсь аналогий достаточно

2) Развитие и расчлененность

Еще 2 базовых принципа, аналогию которым можно найти в любом искусстве и явлениях жизни.

Например, каданс в музыке это аналогия знака препинания в литературе.

Самый просто каданс вида D-T это однозначно точка, завершение сцены.

Если вы повторяете этот каданс раз за разом, то очевидно, что вы тормозите развитие музыкальной формы.

Это.
как писать .
Предложение.
вот так.

Хуже этого, может быть только начало новой части формы с тоники, после полного каданса.

Это похоже на плохой монтаж или постоянный возврат к одной и той же сцене без всякой художественной логики.

Тот же эффект возникает, когда ваша мелодия останавливается все время на одних и тех же ступенях.

Как эффект: ноль развития и постоянное затягивание сюжета.

Вернемся к кинематографу.

Что делает хороший сценарист и режиссер?

Он заставляет зрителя ожидать следующей сцены.

Согласитесь, если вам известно, кто убил Кенни, то какой смысл смотреть расследование?:)

Поп музыка особенно часто использует этот прием: послушайте долгие прехорусы в танцевальной музыке или например у Katy Perry.

Вы не просто слушаете музыку, вы вовлекаетесь в процесс ее развития, ожидаете того, что произойдет.

Согласитесь это не уникальная стратегия для искусства?

Конечно, здесь нужно уметь привлекать художественные ресурсы для выполнения задачи.

Но посыл этой статьи в том, что у многих нет никаких задач.

Вопрос, который я задаю в 90 процентах после прослушивания музыки учеников это:

«А зачем?»

Именно задумка и идея привлекают форму, гармонию, лады и все остальные элементы музыки.

Как получить пользу от моих размышлений?)

Я просто поделился с вами своими мыслями, но попробуйте в следующий раз занимаясь музыкальным творчеством подумать о форме, с позиции сюжета или, используя аналогии из других видов искусства.

Насколько интересен сюжет вашей композиции, достаточно ли интриги, контраста и повторности.

Проработайте персонажей:)

Посмотрите на вашу любимую музыку под этим углом, и я уверен, что вы откроете для себя много нового.
До встречи!

и!

09.03.2020

0 комментарий (-ев) к статье "Познание формы через опыт"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture