• Корзина пуста.

Программирование ударных

Если Вы занимаетесь созданием или аранжировкой музыки на компьютере, то с большой вероятность можно предположить, что определённую часть времени Вы тратите на создание партии ударных инструментов.
Современная музыка по большей части построена на работе ритм-секции – основой которой являются барабаны – живые либо электронные.Если Вы используете для создания партии барабанов готовые лупы,то все понятно. Однако если Вы создаете партии живых ударных (симуляция), либо программируете электронные партии основанные на игре живого ударника (например,такие как в стиле D’n’B), то для профессионального звучания Вам необходимо научиться мыслить как ударник и аранжировщик одновременно. В этой статье я расскажу о наиболее распространенных ошибках,которые сразу же бросаются в глаза при прослушивании партии,как в миксе, так и отдельной дорожкой.

1. Sticking
Это понятие, которое довольно трудно перевести на русский язык – обозначает технику игры палочками в самых разных комбинациях и соответственно разными руками (RRLL или RLRRLRLL и т.д.)
Не забывайте, что ударник играет разными руками и соответственно звук при ударе каждой рукой немного отличается, как темброво, так и динамически. В некоторых модулях (например, Battery) можно загружать готовые сэмплы для правой и левой руки. В других сэмплерах эта функция может работать по умолчанию – то есть каждый новый удар соответствует новой руке. Это не совсем удобно так как иногда возникает необходимость программировать трели вида RRRLLL и т.д. Для этого можно использовать разные сэмплы либо работу с динамикой.

2. Акценты и артикуляция
Ударники, как правило, используют огромное количество артикуляционных приемов о которых обычные музыканты не догадываются.
Разного рода парадидлы, рудименты (roll, flam, drag) составляют существенную часть барабанной техники и не понимая ее Вы будете писать партии в слепую и они навряд ли будут похожи на реальную партию барабанов.
Поэтому если Вы хотите писать реалистичные барабанные партии, то стоит выучить все барабанные рудименты и написать их в Вашем сэмплере.
Кстати, в сэмплере Battery есть возможность выбирать базовые барабанные рудименты,что может быть очень удобно.

3. Квантайзтинг или темп
Очень часто барабанные партии пишутся таким образом, как будто их играет бездушная машина (что технически конечно верно, но наша задача писать живую музыку:)
Идеальный вариант – это конечно играть партию в ручную на миди-клавиатуре или любом другом устройстве.
Однако если такой возможности нет, то нужно уделить самое пристальное внимание “расшатыванию” ритма. Как правило ,живость барабанной партии и ее качёвость обеспечивают неуловимые отклонения от темпа,которые ударник делает неосознанно, а Вы должны их осознанно указать. Для этого полезно взять партию живого ударника и попробовать скопировать ее программно на основе сонограммы.
Что интересно электронные ударные звучат так же намного лучше если их немного расшатать приблизив к живому исполнению. Наверное по этой причине многие хип-хип исполнители используют сэмплы старых ударников, а не программируют новые.

3.Ноты призраки
Другой важный элемент – это призрачные ноты, которые можно разделить на две категории:
играемые ноты и ноты резонаторы.
Играемые ноты – это как правило разного рода дроби, которые дополняют ритм. Либо очень тихие ноты на хай-хэте и т.п.
Резонаторные ноты – это более интересное явление. Суть в том, что например при ударе по бочке возникает призвук рабочего и хэта. Такие призвуки можно назвать барабанными обертонами. Если при программировании ударных добавить эти призвуки, то барабаны звучат намного живее и более цельно. Это объясняется так же слуховыми особенностями восприятия барабанов. По сути, мы слышим установку, как один инструмент – поэтому при программировании нужно учитывать эту особенность.

4.Повторяемость
Ошибочно считается, что можно написать 4-х тактовый грув и зациклить его. На самом деле ударники очень редко играют одинаковые рисунки. Всегда присутствуют небольшие изменения, которые обязательно нужно продумывать при создании партий.

Программирование ударных партий целое искусство и важная часть аранжировки. Изучайте ударные, особенности Вашего стиля и не забывайте использовать полученные знания на практике.

25.03.2020

8 комментарий (-ев) к статье "Программирование ударных"

  1. Здравствуйте, Денис. Я уверен, что многие будут благодарны за более крупный шрифт текста и за удобную разметку.

  2. Я программирую ударные, пытаюсь их сделать поинтереснее. Очень полезные замечания, спасибо.

  3. все изложено достаточно компактно, мне понравился материал. рад что есть люди которые помогают как начинающим так и более опытным музыкантам.

  4. Добрый день!Спасибо Денис за тему,ударные.Я к ней не особенно приглядывался потому,что мой друг помогает мне в режиссуре и аранжировке.Сейчас он занят и я пока сам осваиваю это пространство.Да,призвуки имеют огромное значение и поэтому мы на некоторое время прекратили наш эксперимент.Обычно я посылал голос,а он делал аранжировку.Приходилось резать в мп 3.Для небольшых зальных концертов это проходило,но для хорошей записи уже не годилось.Понятно,что по причине потери призвуков.Удачных вам учеников.

  5. Да… Не только “на дуде игрец”, но и на ударниках стучец!

  6. Спасибо, Денис, тема действительно полезная!

  7. Денис, во многих программах есть такая функция как гуманизация. Можно ли с ее помощью “расшатать” партию ударных или это что-то другое?

  8. Конечно можно – но учитывайте что humanazing работает по алгоритму,а люди играют чаще всего интуитивно.Поэтому механический humanazing нужно сочетать с ручным. В идеале конечно лучше играть на клавишных,но это не для всех легко.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture