• Корзина пуста.

Синкопа

Современную музыку сложно представить без такого ритмического приема, как синкопа. Можно без преувеличения сказать, что вся современная музыка выросла из этого простого ритмического приема. В начале века многие даже утверждали, что джаз и синкопирование это синонимы.

Историю применения синокопы можно разделить на два периода: до XX века и после.

Во времена классической музыки синкопа не была редкостью, но условия и способы ее применения очень сильно отличались от современных. В XX произошла своеобразная эмансипация синкопы. Многие стили просто не смогли бы существовать без синкопирования.
Что такое синкопа?

Синкопа – это смещение акцента с сильного времени такта на слабое. Достигается различными способами: применением пауз,увеличением длительности ноты находящейся на слабой доле и т.д
Более точно синкопу можно обозначить,как столкновение ритмического акцента с метрическим.

По отношению к метру синкопы делятся на два вида:

Внутритактовую  и междутактовую. 

В примере сочетаются оба вида синкоп:

Обратите внимание на применение различных способов синкопирования, как за счет увеличения длительности, так и за счет пауз. Кроме того, синкопированными оказываются различные доли такта: не только метрические, но и слабые восьмые.

Таким образом, эффект синкопы основан на нарушении естественных метрических акцентов. В такте появляется непредусмотренное его структурой ударение, которое может быть очень сильным. Такие неметрические акценты называют эпизодическими или динамическими.

В классической музыке синкопа применялась, как прием создающий обострение, встряску, которая непременно должна быть уравновешена равномерным метрическим движением. Также эффект синкопы очень часто сравнивают с пружиной. Это наиболее распространенное восприятие синкопы.

Функции синкопирования

Первая, уже рассмотренная нами, функция синкопы это обострение.

Другая часто встречающийся тип синкопирования – смягчающее.

Смягчающее синкопирование возникает в том случае, когда противоречие синкопы метрическому акценту маскируется. Очень часто при маскирующем синкопировании ни один голос фактуры не обозначает сильную долю такта,что создает особый эффект скольжения мелодии сквозь метр.

Еще одна функция синкопирования – связующая.

Можно выделить три типа связующего синкопирования. Первый – непрерывные группы синкоп

Второй – оттягивание доли “влево”:

К третьему типу относится подчеркивание кульминации посредством синкоп.

Синкопирование, как я уже упоминал, является основой современной музыки от джаза до металла и применяется в самых различных музыкальных ситуациях.

В эстрадной музыке различают два типа синкопирования – простое синкопирование и основанное на полиритмии.

Рассмотрим способы образования различных синкоп.

Простое синкопирование с опережением доли

Данный тип синкопирования является эталонным в джазовой фразировке. Любая джазовая мелодия, записанная ровно, почти всегда будет играться с опережением доли.

2. Объединение слабой доли с последующей сильной

3. Синкопирование за счет запаздывания доли. Является также широко распространенным в джазе.

4. Синкопирование, образующееся за счет изменения динамических акцентов:

5. Фактурное синкопирование

Например, при таком изложении материала:

Аккорды на слабых долях воспринимаются как синкопы.

Полиритмическое синкопирование отличается от полиритмии тем,что основано на длительностях одной мензуры.

Простейшие примеры полиритмических синкоп это наложение трехнотных фигур на 4-х дольный метр:

Другой способ наложение 2 на 3:

Как видите это идентично обычной полиритмии, но без замены пульсации.

Естественно,что все рассмотренные синкопы могут быть изменены с помощью дробления, увеличения и других приемов композиционного развития.

Более сложные виды полиритмического синкопирования связаны с увеличением длины акцентов. Пример наложения 7 на 4:

Синкопирование один из самых распространенных приемов работы с ритмом. Существует неисчислимое количество фигур,смещений и т.д.

Главным же фактором определяющим синкопу в с ег д а является соотношение сильных долей и слабых. Синкопированная длительность всегда должна сохранять свою двойственность – слабость метрическую и силу динамически акцентную.

]]>

2 комментарий (-ев) к статье "Синкопа"

  1. Большое спасибо за ваш материал

  2. Благодарю за интересную лекцию по современному толкованию Синкопы. Жаль только, что очень сжато и слишком компактно для такой многогранной ритмической фигуры) Не увидел одного важного момента, который, как мне кажется, имеет смысл упомянуть: разрешение создаваемых Синкопой ритмических “диссонансов”. Буду ли я прав, сказав, что важнейшим признаком Синкопы является отклонение реальной акцентуации от предписанной тактовым метром, которое и создаёт те самые ритмические “диссонансы”, а они, в свою очередь, разрешаются в момент совпадения обеих акцентуаций?

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture