Как я уже упоминал в предыдущей статье, существует три подхода используемых при сочинении музыки: сочинение мелодии, сочинение гармонии или ритма.
В этой статье рассмотрим некоторые важные аспекты, касающиеся сочинения мелодий и элементов из которых она состоит.
Что такое мелодия?
Каждый определяет мелодию исходя из своих взглядов на музыку в целом. Кто-то понимает под мелодией любую одноголосную линию (что верно теоретически), кто-то подразумевает под мелодией что-то яркое, запоминающееся, а кто-то только вокальную линию.
Каждый композитор должен формировать стратегию работы над мелодией, исходя из своих приоритетов, но несомненно важным качеством является умение сочинять запоминающиеся или, если их так можно назвать, хитовые мелодии (если говорить о неакадемической музыке).
Любая хорошо написанная мелодия содержит в себе множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых определяет уровень ее эмоциональности и простоты или сложности. Для создания легких образов нет нужды в использовании сложных элементов, так же как и при написании симфонии нелепо использовать простые мелодии (если только это не способствует выражению замысла).
Итальянский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный педагог Ф.Бузони дал очень хорошее определение мелодии, которое помогает понять из каких элементов состоит мелодия.
“Ряд повторяющихся восходящих и нисходящих интервалов, который членится и приводится в движение ритмом , который содержит в себе скрытую гармонию и передает настроение, который может быть независимым от слов текста как выразительность и независим от сопровождающих голосов как форма , не меняет своей сущности от выбора абсолютной высоты звучания и инструмента “
Не случайно выделена схожесть формы и мелодии.
Хорошая мелодия всегда идеальна по форме. Поэтому первым важным элементом необходимо назвать музыкальный синтаксис. После него следует упущенная Бузони, но очень важная составляющая – музыкальная интонация.
Можно сказать, что абстрактно мелодия существует уже при наличии только этих двух элементов. Однако полноценной она становится только при должном метроритмическом оформлении.
Одна и та же интонация, но в разных метрических условиях способна выражать противоположные образы.
Мелодический дар всегда очень высоко ценился и до сих пор является показателем таланта. Однако многие не правильно понимают саму суть мелодического дара.
Создавать мелодию – это значить уметь из одного зерна музыкальной интонации создать необходимое музыкальное построение. Частая ошибка начинающих композиторов (и импровизаторов, поскольку многие моменты этих искусств связаны) нагромождение мелодий и музыкальных интонации. В результате слушатель не может зацепиться ни за одну из них и теряет суть в этой перемасленной каше.
Если сравнить композиторов разных эпох, то можно прийти к парадоксальному на первый взгляд выводу – интонации используемые 200 лет назад и сегодня одни и те же. Этот факт говорит нам о том, что меняются не сами интонации, а способы разработки, развития. Интонация большой секунды имеет миллионы вариаций в творчестве самых разных композиторов.
Два отрывка из творчества абсолютно разных композиторов. Зерно каждой темы интонация нисходящей большой секунды:
Маккартни Yesterday
Родриго аранхуэс часть 2
Способы разработки и формообразования здесь абсолютно разные – отсюда и разные мелодии, стилистика и все остальное.
Кроме того, эти два примера являются ярким проявлением двух типов мелодического начала – вокального и инструментального.
Вокальная линия, как правило, очень мелодична и опирается на секундовые интонации. Вокальная мелодия не отделима от слова и тесно с ним взаимосвязана.
Многие композиторы стараются, если не точно передать, то, по крайней мере, сохранить ритм поэзии (из поэзии музыка заимствовала многие ритмические элементы). Для вокальных мелодий в целом не характерны широкие скачки, сложность формы и разработки. Сам тип вокальных мелодий, в свою очередь, позволяет выделить еще два типа мелодического развития (или характера мелодии):
1.Кантилена
Под кантиленой понимают мелодии широкого дыхания. Им присуща напевность и мелодизм. Пример современной кантилены:
2. Речитатив
Речитативные мелодии строятся на частом повторении ноты и имеют как правило узкий диапозон.
В музыке можно найти целые построения состоящие из двух-трех нот. Классический джазовый пример речитативной ритмики это One Note Samba. Пример речитатива у Black Sabbath (песня Paranoid):
Кроме этих факторов, до сих пор, важную роль играет жанровое начало мелодии.
Такие элементы как маршевость, танцевальность, песенность очень сильно влияют на стилистику и образный строй мелодии. Каждый из этих жанров по разному реализуется в творчестве композитора, где-то явно, а где-то только в виде намека. Таким образом, важным фактором, который необходимо учитывать при создании мелодии является ее вид (кантилена, речитатив) и жанр.
Поэтому лучшим упражнением для композитора будет создание мелодий разных типов и жанров без каких-либо других ограничений (которые будут накладываться со временем).
Следующая статья будет посвящена очень важной композиционной технике – разработке мотивов при создании мелодии.
Информация неплохо подана, даже с примером из Black Sabbath, но впечатление портят ошибки – отсутствие тире и “диапозон”, например.