• Корзина пуста.

Создание музыки. Развитие мотива.

Продолжаю серию статей посвященных созданию музыки и мелодии. Это статья посвященная обзору основных методов развития мотивов.

Разработка мотивов является одним из самых эффективных способов развития музыкальной мысли .

Постоянное развитие одного материала скрепляет форму произведения и позволяет удерживать внимание слушателя, избегая при этом надоедливых повторений.
Классическими музыкантами разработано огромное количество приемов разработки, которые можно с успехом применять при создании рок, джаз, электронной и любой другой музыки.

Хотя в современной музыке разработка перешла в область тембров и аранжировки , все же освоение приемов развития мотива поможет Вам совершенствовать если не целую форму, то по крайней мере мелодическую линию. Приемы рассматриваемые ниже можно применять не только для развития мотивов основной мелодии, но и для создания риффов, секвенций, басовых партий, а при достаточном уровне и для партии ударных.

Лучше всего использовать для развития те мотивы, которые имеют уникальное интонационное зерно, такие мотивы очень легко идентифицируются слушателем даже при их значительном изменении.

Это позволяет управлять вниманием слушателя.

Также старайтесь не использовать длинные мотивы. Чем короче мотив, тем больше вариантов разработки он допускает. Вспомните 5 симфонию Бетховена. Мотив состоит из двух нот и их хватило для написания целой симфонии. Можно выделить два основных способа развития мотива:

1. Повторение мотива

2. Сопоставление его с другими мотивами

Эти два приема отражают суть формообразования и иллюстрируют принципы тождества и контраста. Хотя на первый взгляд два  приема это очень мало, на практике они имеют огромное количество разновидностей. Рассмотрим разновидности первого.

Повторение мотива может быть: буквальным, варьированным и секвентным.

Буквальное повторение это основа остинатности, на которой строится большинство современной музыки от джаза до дабстепа.

В использовании этого приёма нет ничего сложного, тем не менее многие композиторы пренебрегают им, рассматривая его как “примитивный” и не достойный внимания. Проблема повторов в том, что очень нелегко сохранить баланс между развитием и топтанием на месте. Однако избегание повторов приводит к “музыкальному наводнению” – музыка переполнена идеями, но не содержит развития. С другой стороны, множественность повторов отключает восприятие слушателя. Повторение может следовать сразу же после проведения основного мотива, либо на расстоянии в несколько тактов:


Повторение мотива в песне Sweet Child o’mine группы Guns’n’Roses

Как видите здесь использованы не только буквальные повторения,но и следующий тип

Варьированное повторение – это повторение с незначительными изменениями (могут меняться ритм  или малозначимые элементы).
Во фрагменте из Sweet Child O’Mine мотив G-F#-D повторяется с ритмическим смешением.

Пример из песни Van Halen You Really Got Me

Здесь мотив C#-A-G-A имеет разные окончания и затакты.

Секвенция при повторении мотива может быть тональной и модулирующей. Тональная секвенция не покидает рамки тональности и , как правило, гармонизуется просто.

Пример тональной секвенции из темы Perdido

Модулирующая же секвенция, как понятно из названия, основана на проведении мотива в другой тональности с соответствующей гармонизацией.
Пример модулирующей секвенции из темы Prelude to Kiss:

Также при секвенцировании мотив может быть варьирован. Это более сложный, но очень эффектный прием развития. Пример использования:

Это основные способы использования повторений для разработки мотива.
В следующей части я рассмотрю использование сопоставлений.

]]>

4 комментарий (-ев) к статье "Создание музыки. Развитие мотива."

  1. Денис, три последних примера одинаковые.
    А You Really Got Me – все же больше Konks, чем Van Halen 🙂

  2. Kinks, конечно, ошибся я.
    Это их песня изначально.
    http://en.wikipedia.org/wiki/You_really_got_me

  3. Как рассмотреть ноты, если картинки не кликабельны?

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture