• Корзина пуста.

Закон 3х линий

Тезисное изложение универсальных законов музыки. Первая статья про универсальный закон 3х линий.

Закон 3х линий в музыке (тезисы)
1. Любая музыка невозможна без фактурного оформления
2. Элементы музыки не существуют абстрактно, а в любой ситуации требуют оформления.
3. Это оформление связано с выбором инструментов, количеством инструментов, стилистикой и образом, который музыка раскрывает. Также на фактурное оформление музыки влияет музыкальная форма, так как чем длиннее произведение тем больше смен фактуры оно требует.
4. Фактура представляет собой, по сути, объединение нескольких музыкальных голосов-линий, которые выполняют определённые музыкальные функции.
5. Голос в фактуре не равен голосу как инструменту, что значит голос в фактуре, может состоять из любого количества инструментов или нот (например, если мы дублируем линию аккордами, то это один уплотнённый голос.
6. Исторически развитие музыки начиналось с одного голоса-голоса (то есть одноголосная вокальная или инструментальная линия), который представлял собой монодию (тип одноголосной фактуры).
7. Затем появилась полифония. В полифонии мы имеет большое количество “равнозначных” голосов.
8. Однако, еще композиторы эпохи строгой полифонии поняли два фундаментальных принципа любой музыки: a) Не существует никаких равнозначных линий, потому что наш слух и сознание всегда наделяет одну линию приоритетом, а вторую воспринимает как фон. Такие переназначения могут происходит очень быстро, даже в пределах одного такта. б) При добавлении линий пределом для восприятия слуха-сознания является 3 линии. Любое большее количество голосов приводит к слиянию или выключению голосов (то есть слух их не воспринимает, сознание не анализирует).
9. При появлении гомофонии это закрепилось в триаде: мелодия гармония бас
10. Существует и обратный эффект восприятия: при наличии даже одного элемента-голоса (например, арпеджио аккорда или мелодии типа скрытого двухголосия) слух разделяет их на 3 элемента. А при наличии такого сложного элемента в многоголосной ткани, наоборот объединяет в один
11. David Huron, автор одного из фундаментальных исследований по голосоведению провел несколько исследований (https://www.jstor.org/stable/40285438https://www.jstor.org/stable/40285474), в которых убедительно доказал, как невозможность восприятия большого количества линий, так и то, что добавление голосов в фактуру, всегда ощущается лучше чем изъятие.
12. Таким образом, когда мы слышим музыку любого вида (оркестр, рок группа, народный оркестр или сольную гитару) – мы никогда не можем воспринимать более 3х линий одновременно. При том, что одна из них всегда является доминирующей.
13. Еще раз подчеркну, что линия не равна голосу. Например, две гитары, одна из которых играет аккорды, а вторая интервалы в том же ритме и той же функции это одна линия и один голос. Все педали, вообще, не воспринимаются как линии, а скорее приклеиваются к одной из линий фактуры. Бас, практически всегда, звучит отдельно. Соответственно бочка это часть линии: бас+бочка (если они играю вариации друг друга). Голос, очевидно, всегда первая линия.
14. Вариации таких комбинаций бесконечно и структурирование их представляется маловозможным (но в курсе аранжировки и оркестровки рассматриваются наиболее популярные и удачные варианты).
15. Отсюда вывод: любая музыка должна учитывать закон восприятия 3х линий. Будь то сольная композиция или оркестровая фактура.
16. Зная техники соединения линий и особенности работы слуха, композитор может объединять разное количество линий или наоборот заполнять сознание слушателя невозможным количеством голосов, чтобы создать ощущение беспорядка (послушайте например Mars Volta bedlam in Goliath)
17. Для проверки качества аранжировки, оркестровки полезно делать схематичное обозначение 3х главных линий, которые должны прорабатываться в первую очередь. Всё остальное должно иметь связки с этими 3мя линиями. Наличие любой 4, 5, 6 и т.д. независимых линий должно иметь очень серьезное художественное обоснование
18. Наличие таких линий требует очень большой технической подкованности и мастерства. А объединить такие линии в связную фактуру очень редко удается даже признанным мастерам.

24.03.2022

0 комментарий (-ев) к статье "Закон 3х линий"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture