10 популярных джазовых прогрессий

Привет, друзья!

Сегодня я хотел бы поговорить о наиболее популярных аккордовых последовательностях джаза. Некоторые из них также достаточно распространены в поп музыке, роке, фанке.

Прежде чем мы начнем я хотел бы напомнить, что создание своего аккордового словаря важный процесс в развитии музыкального мышления, который развивает внутренний слух, гармоническое мышление, а также такой редкий навык, как умение импровизировать гармонию. И одним из способов накопления этого словаря является анализ музыки и составление Ваших собственных классификаций. Например, Вы можете сделать список 10 блюзовых прогрессий или 10 фьюжн. Если такой подход Вам покажется интересным я также продолжу эту тему и выложу списки прогрессий в других стилях.

Начнем!

Наверное любой музыкант, даже самый далекий от джаза, знает эту прогрессию. Считается, что 90% всех джазовых последовательностей это та или иная вариация этого оборота.

Естественно, что я говорю об обороте II-V-I.

Интересно, что данный оборот ни что иное, как обычное движение гармонии по функциям S-D-T.

Естественно, что для джаза этот оборот будет гармонизирован с помощью септаккордов и более сложных аккордов. Несколько вариантов в C мажоре:

Этот простой оборот лучшее начало для освоения джазовой гармонии.

Проиграйте его во всех тональностях с использованием различных аккордов. Естественно, что данный оборот возможен и в миноре.

Rhythm Changes

Это более длинная прогрессия стала хрестоматийной после использования ее в песне Джорджа Гершвина I Got Rhythm. Отсюда и ее название.
Существуют 2 версии данной прогрессии — 8 тактовая и 4 тактовая.

При этом нужно понимать, что джазовые музыканты используют любую прогрессию как некую матрицу, которую можно видоизменять порой до бесконечности.

В базовом виде 4 тактовая Rhythm Changes выглядит так:

Imaj7 vim7 | iim7 V7 | iiim7 VI7 | iim7 V7 |
Cmaj7 Am7 | Dm7 G7 | Em7 A7 | Dm7 G7 |

Возможные варианты изменения:

*добавление хроматического движения — например Dm7 — Db7
*Длинных цепочек диатоники
*тритоновых замен и т.д

Вторая фраза

I I7 | IV iv7 | I V | I |
Cmaj7 C7| F F7| C G | C|

Нисходящий оборот II-V-I

Более сложная по звучанию, но простая по строению прогрессия. Используется в таких стандартах, как
How High the Moon
Tune Up
Cherokee Joy Spring
One Note Sambe
Solar

| Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7 |
Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7

Как видите последовательность основана на движение II-V-I и использовании одноименных аккордов. Данная последовательность является модулирующей и проходит через 3 тональности что придает ей характерное джазовое звучание.

Последовательность с проходящими Dim7

Также широко распространенный вариант прогрессий в котором используются уменьшенные септаккорды для соединения аккордов.

| Imaj7 #I°7 | iim7 #II°7 | iiim7 VI7 |
Cmaj7 C#°7 | Dm7 D#°7 | Em7 A7 |

Таким образом здесь смешиваются хроматическое и кварто-квинтовое движение. Дальнейшее движение предполагает оборот II-V-I и его вариации.
Вы можете услышать звучание этой прогрессий в следующих стандартах.

Cherokee
Have You Met Miss Jones
Joy Spring
But Beautiful
Ain’t Misbehavin’

Следующая прогрессия основана на использовании аккорда двойной доминанты и ее сопоставлении с минорным аккордом той же ступени.

Называется она Take a Train

| Imaj7 | % | II7 | % | iim7 | V7 | Imaj7 | % |
Cmaj7 | % | D7 | % | Dm7 | G7 | Cmaj7 | % |

Такое движение можно встретить например в таких стандартах как The Girl from Ipanema и Desafinado

One to Four

Последовательность также основана на обороте II-V-I и чаще всего используется в начале построений для придания дополнительного движения форме.

| Imaj7 | (iim7 V7) | IVmaj7 |
Cmaj7 | Gm7 C7 | Fmaj7 |

Если Вы знакомы с основами блюза, то знаете, что в 5 такте блюзового квадрата всегда используется аккорд субдоминанты.

Задача данной прогрессий создать «джазовое» соединение 3 и 5 такта блюза.

Однако прогрессия One to Four встречается и в не блюзовых ситуациях. Например:
Satin Doll
Have You Met Miss Jones

Романтическая субдоминанта

Прогрессия с отклонением в тональность S и сопоставлением мажорного и минорного аккорда. Имеет лирическое, мягкое звучание.

| Imaj7 | I7 | IVmaj7 | ivm7 | iiim7VI7 | iim7V7 | Imaj7 |
Cmaj7 | C7 | Fmaj7 | Fm7 | Em7A7 | Dm7G7 | Cmaj7

Со второй фразой данной прогрессии мы уже знакомы.

Rhythm Changes Bridge

Существует множество вариантов движения гармонии в бридже традиционной джазовой формы, однако самая популярная — это движение доминантсептаккордами по квинтовому кругу. При этом каждый аккорд длиться 2 такта.
Получаем такую прогрессию:

E7-A7- D7-G7

Также эта прогрессия называется Ragtime progression, поскольку была очень распространена в этом жанре.

Также возможен вариант с использованием минорных аккордов по типу II-V

| Bm7 | E7 | Em7 | A7 |
| Am7 | D7 | Dm7 | G7 |

Хроматический тэрнераунд

Это хроматический вариант последовательности Rhythm Changes

Наиболее часто можно встретить такой вариант:

Em7 – Eb7 – Dm7 -Db7 – C maj7

Фригийский оборот или Stray Cat Strut Changes

Эта последовательность известная любому музыканту также с успехом применяется в джазе. Например в таком вариант

:

 

Надеюсь данный обзор был В ам полезен, буду рад Вашим комментариям и пожеланиям.

»crosslinked«

10 thoughts on “10 популярных джазовых прогрессий

  1. Можно попросить у вас миди файл со всеми этими последовательностями в до-мажоре и ля-миноре. Многим было бы проще разобраться. А для некоторых — это единственная возможность :)

Добавить комментарий