• Корзина пуста.

Аккордовые метаморфозы

Как правило, изучение аккордов предшествует освоению других элементов гармонии. При этом большинство музыкантов оперируют очень ограниченным количеством аккордов, поскольку считают,что  это созвучия расположенные по терциям. Однако любое сочетание звуков количеством больше двух называется аккордом.

Существует несколько способов создания аккордов:

Интервальный – когда мы знаем интервальную схему аккорда и выстраиваем аккорд по этой схеме от необходимой ноты. Например, формула увеличенного трезвучия большая терция + большая терция и если построить его от ноты D, то получим DF#A#. Такой способ построения аккордов очень хорош на начальном этапе обучения, поскольку позволяет строить аккорды не задумываясь о их функциональной принадлежности. Однако в таком подходе больше минусов чем плюсов, поскольку знание аккордов должно иметь практическое применение и, в первую очередь, необходимо понимать функциональную нагрузку аккорда.

Поэтому в тональной музыке для выстраивания аккордов лучше использовать другую систему построения аккордов, а именно ступеневую.

Известно, что в тональности каждая ступень имеет цифровое выражение 12345678 и т.д.

Для лада таких ступеней будет 7, а для аккордов 13 поскольку необходимость выстраивать большие аккорды требует однозначности в определении ступеней (тем более это не представляет проблемы, если Вы знакомы с составными интервалами).

К примеру нота D в до-мажоре это 2 ступень гаммы, однако в аккорде она может быть как 2 ступенью (add2), так и 9 (например, в нонаккорде). Ступеневое построение аккордов очень легкий способ понимания гармонии. Вы просто берете какую-либо ступень гаммы или лада и шага через ступень от нее стоите аккорд это  ступени.

Например, аккорд 7 ступени BDF (7-2-4 ступени).

Таким образом, можно построить аккорды любого лада. Восприятие аккорда в контексте тональности помогает выстраиванию аккордовой последовательности и нахождению верных вариантов гармонизации.

Однако в современной музыке используются не только терцовые аккорды. Существует огромное количество аккордов, которые можно использовать в самых различных стилях музыки.

Например, квартаккорды.

Это аккорды построенные по квартам либо через две ступени тональности. Такие аккорды очень интересно звучат поскольку у них отсутствует функциональная определенность. Также такие аккорды можно строить используя тритон.

Группа аккордов, которые состоят из одинаковых интервалов именуется МОНОАККОРДАМИ.

Могут быть секундовые, септимовые, секстовые и т.д аккорды. Также они называются одноинтервальными.

Также существуют полиинтервальные аккорды это аккорды, которые смешивают в себе самые различные структуры,например кварта+септима+секунда и т.п.

Рассмотренные нами выше аккорды используют интервал как основную строительную единицу. Существуют также аккорды для построения которых используется не интервал, а а аккорд. Такие аккорды называются полиаккордом. В таком аккорде могут сочетаться сразу две тональности. Существует огромное количество полиаккордов.

Но самые простые комбинации похожи на строение основных трезвучий: мажорное трезвучие + минорное, минорное + мажорное, минорное+минорное, мажорное+мажорное.

Также существуют:

Однородные полиаккорды (включают как терцовые так и нетерцовые аккорды). Могут быть в 2 или 3 “этажа” . Также интервал, разделяющий аккорды может быть различным, от секунды до септимы и даже больше.

Неоднородные полиаккорды очень большая группа аккордов сочетающая в себе всевозможные типы аккордов, как терцовых, так и нетрецовых. Каждый из таких аккордов имеет свое уникальное звучание и может быть даже использован для построения целого произведения.

В XX появилось огромное количество подходов к формированию гармонических единиц (или аккордов). Для экспериментирования с ними, дам еще одну небольшую рекомендацию:

Терцовые аккорды нужно использовать как можно реже

2. Обращения аккордов утратили свое значение

3. Аккорд это ЛЮБОЕ сочетание звуков не менее, чем из трех тонов

Классификация:

Терцовые диатонические и недиатонические аккорды.

2. Аккорды квартовые (кварты и тритоны)

3. Аккорды секундовые

4. Аккорды с добавками по принципу к любому аккорду можно добавить:

а) любую ноту

б) любой интервал

в) любой аккорд

5. Аккорды искусственных ладов (ступеневые и интервальные)

6. Кластеры

Как видите, в современной музыке Вы не ограничены терцовой структурой аккорда и можете использовать самые разные интервалы и лады для их построения. Вы даже можете создать собственный аккордовый стиль, который будет свойственен только Вам.

1 комментарий (-ев) к статье "Аккордовые метаморфозы"

  1. “Вы даже можете создать собственный аккордовый стиль”… Денис Чуфаров – имя человека, развязавшего нам руки))) если серьёзно, то я давно интересуюсь гармонией и аранжировкой, читал Абызову, смотрел видеоуроки… но вдруг на вашем сайте неожиданно много нового нахожу уже в разделе “теория музыки”. у вас “собственный стиль” конечно – довольно тезисный :, но понятно, что невозможно в таком формате раскладывать всё на составляющие. имеющий руки да гуглит! а вы даёте хорошую основу для осознания. спасибо за ваш Труд

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture