Аккордовые замены (часть 1)

Один из важнейших навыков, которым несомненно должен обладать современный музыкант, который занимается созданием музыки, песен или делает аранжировки это умение гармонизовать мелодию ( то есть соединять мелодию и гармонию).

В классической гармонии обучение навыкам гармонизации является ключевым и нарабатывается практически с первых занятий. Однако сама схема по которой это делается достаточно громоздка и мало практична для современного музыканта.
Самый главный вопрос с которым сталкивается музыкант при развитии навыков гармонизации — это какие аккорды выбрать для гармонизации мелодии и по каким правилам соединять их между собой.
Также важен еще один этап умение заменять уже имеющиеся аккорды.
Таким образом выделим три ключевых навыка для гармонизации мелодии:
1. Умение строить аккорды
2. Умение соединять их между собой
3. Умение заменять одни аккорды на другие

Информация по 1 и 2 пункту Вы можете найти в моем бесплатном курса Мастер Гармонии или в платных курсах по гармонии (например, Гармония 101 или Гармония 202).

В этой статье я хотел бы поговорит о 3 навыке.
Совсем недавно я проводил вебинар на тему аккордовые замены и рассказывал о некоторых наиболее очевидных способах, которые используют музыканты по всему миру.
Запись вебинара Вы можете посмотреть здесь.

Итак, начнем.

Что такое замены аккордов и зачем они нам нужны?
Представим такую ситуацию у Вас есть песня или композиция, которая как Вам кажется недостаточно совершенная с гармонической точки зрения.
Например, последовательность банальная и не дает песне раскрыть индивидуальность. Или аккорды не соответствуют стилю в котором вы делаете аранжировку или сочиняете песню.
Или возможно вы хотите просто сделать гармонию другой ( например когда делаете ремикс или кавер-версию композиции).

Именно в этих ситуациях Вам понадобиться умение использовать аккордовые замены.
Также этот навык важен для музыкантов-импровизаторов.
Любая техника замен всегда построена на том, что один аккорд заменяется на другой или группу аккордов, которые находятся с друг другом в определенном родстве.
Освоения замен это по сути понимание этих «родственных» связей между аккордами.

Наиболее популярна замена аккорда V ступени. В этом случае используется аккорд, который схож по звучанию с аккордом доминанты и имеет центростремительную направленность.

В начале рассмотрим так называемые диатонические замены.
Диатонические замены — это один из наиболее популярных видов замещения аккордов.
Понятие диатонические означает, что аккорды которые используются для замен состоят из нот одного лада.
Например для C мажора это аккорды:
C Dm Em F G Am Bdim

Однако диатоническая замена не значит, что мы можем любой аккорд заменять любым ( простите за рекурсию:)

Наиболее популярная замена по общим звукам или терцовая замена.
Если посмотреть на аккорды расположенные на терцию выше или ниже заменяемого, то можно увидеть общие звуки. Их будет 2 для трезвучий и 3 для септаккорда.

Таким образом, аккорд C мы можем заменить аккордом Am или аккордом Em.

Также можно для замены аккордов использовать надстройки. Наиболее популярно превращение трезвучий в септаккорды:

С в С maj7
Am в Am7
Em в Em7

Более редко, но можно попробовать замену на аккорд расположенный на кварту выше или квинту ниже.
Для Cmaj7 это будут аккорды Fmaj7 ( общие ноты CE) или G7 ( общие нот GB).
Такая замена требует слухового контроля, так как не всегда может сработать.

Возьмем простейшую прогрессию Doo-wop:
С-Am-Dm-G

[audio: Ex1.mp3]

Добавим надстройки:
Cmaj7-Am7-Dm7-G7

[audio: Ex2.mp3]
Септаккорды имеют более плотное и густое звучание.
Теперь применим диатонические замены. Можно заменять аккорды в зависимости от мелодии и исходной прогрессии.

Заменим C на Am, Am на С, Dm на F, G на Em

Am – C – F-Em либо Am7 – Cmaj7 – Fmaj7-Em7

[audio: Ex3.mp3]

[audio: Ex4.mp3]

Попробуйте использовать данный простой вид замен, а в следующей части я расскажу о более интересных способах работы с гармонией.

»crosslinked«

2 thoughts on “Аккордовые замены (часть 1)

Добавить комментарий