Блюзовая импровизация

Блюзовая импровизация — это разновидность этнической импровизации. Изначально принципы по которым строились импровизации ранних блюзменов были очень похожи на принципы импровизации раги, макама и т.д.
Поскольку блюз зарождался как вокальное искусство, то какое либо гармоническое сопровождение отсутствовало и все опиралось на модус (в блюзе это пенатоника с пониженными (blue) ступенями).
В результате основным средством развития в блюзе стала фразировка по принципу вопрос ответ. Данный тип фразирования характерен для архаичного и традиционного блюза. Поскольку вокал в блюзе был всегда первичен (в отличии от джаза), то и многие приемы звукоизвлечения изобретены с одной целью приблизиться к звучанию голоса.

После проникновения европейских элементов в негритянскую музыку, блюз обрёл гармоническую составляющую, а позже и форму. Появления гармонии также отразилось на блюзовой импровизации. И если раньше блюзмены были ни чем не скованы, то со временем они стали опираться на гармонию, использовать аккордовые тона и т.д.

Обычно блюз принято делить на три вида:

Архаический, Классический и Современный

Каждый вид имеет свои особенности как в области формы, гармонии, так и в области импровизации.

Архаический  блюз.

Ранняя разновидность блюза(  XIX нач.XXв). Очень часто в архаический блюз строиться вокруг одного аккорда

Обратите внимание на использование техники вопрос (черный цвет) — ответ (красный). В данном случае басовый голос выполняет скорее ритмическую функцию, чем гармоническую, поскольку верхний голос движется независимо от предполагаемой гармонии.

В целом, архаический блюз имеет более свободное и блюзовое звучание, чем более поздние его разновидности. Во многих песнях отсутствует четкий размер, могут встречаться смена размера, что объясняется импровизационностью и опорой не на квадрат, а на структуры общего типа (например, строчку куплета). Форма арахического блюза также отличается от классической и может быть 8,10 или 16 тактовой.

Blind Lemon Jefferson, Leadbelly, Lonnie Johnson, Robert Johnson — наиболее известные исполнители в творчестве которых доминирует архаический тип импровизации.

Со временем блюз испытал влияние рэгтайма и приобрел всем известную гармоническую схему.

Уникальность звучания этой схемы определяется во многом гибкостью и возможностью обыграть ее одной пентатоникой.Кроме того аккорды в этой последовательности слабо связанны с друг другом и при определенных условиях каждое предложение может звучать,как отдельная тональность. Также важна синтаксическая структура.в результате 3х кратного повторения предложения фразировка вопрос-ответ будет образовываться в любом случае,так как она заложена уже в самой форме и гармонии.

С появлением гармонии и 12 тактовой формы блюз становится классическим, появляются тысячи произведений построенных на основе трех аккордов. Однако для классического блюза характерна опора на доминантсептаккорды, а не на трезвучия. В результате доминирования септаккордов в мелодике начинает преобладать миксолидийский лад (лад соответствующий доминантсептаккорду).

Пример классической блюзовой  импровизации:

Можно заметить,что в классической импровизации используются более развитые приемы фразировки, такие как увеличение, уменьшение, сумиррование и дробление. Использование этих приемов позволяет строить более длинные и связные импровизации. Для современной импровизации, как и для классической, характерно использование вокальных интонации и цитирование, что сближает звучание солирующего инструмента с голосом.

Современный блюз — имеет множество разновидностей и подтипов. Это и блюз-рок и джаз-блюз и фанк-блюз и т.д. Как правило, для импровизации в этих стилях характерно использование блюзовой мелодики и гармонии, но фразировка очень часто соответствует стилю с которым происходит слияние (fusion). В результате получается блюзовое звучание, но импровизация уже, по сути, не блюзовая, так как имеет инструментальное происхождение, а не вокальное.
Пример импровизации в стиле fusion blues:

Проследите, как используются блюзовые ступени и блюзовая гармония в сочетании с джазовой и рок фразировкой.

Таким образом, можно заметить, что в рамках блюзовой импровизации существует большое количество ответвлений,каждое из которых имеет свой уникальный подход к импровизации. Однако все они основаны на принципах классического и архаического блюза.

Добавить комментарий