Блюзовая импровизация

Блюзовая импровизация — это разновидность этнической импровизации. Изначально принципы по которым строились импровизации ранних блюзменов были очень похожи на принципы импровизации раги,макама и т.д.
Поскольку блюз зарождался как вокальное искусство, то какое либо гармоническое сопровождение отсутствовало и все опиралось на модус( в блюзе это пенатоника с пониженными(blue) ступенями).
В результате основным средством развития в блюзе стала фразировка по принципу вопрос ответ.Данный тип фразирования характерен для архаичного и традиционного блюза.Поскольку вокал в блюзе был всегда первичен( в отличии от джаза), то и многие приемы звукоизвлечения изобретены с одной целью приблизиться к звучанию голоса.

После проникновения европейских элементов в негритянскую музыку,блюз обрёл гармоническую  составляющую,а позже и форму. Появления гармонии также отразилось на блюзовой импровизации.И если раньше блюзмены были ни чем не скованы,то со временем они стали опираться на гармонию,использовать аккордовые тона и т.д.

Обычно блюз принято делить на три вида:

Архаический ,Классический и Современный

Каждый вид имеет свои особенности как в области формы,гармонии,так и в области импровизации.

Архаический  блюз.

Ранняя разновидность блюза(  XIX нач.XXв).Очень часто в архаический блюз строиться вокруг одного аккорда

Обратите внимание на использование техники вопрос(черный цвет) — ответ(красный).В данном случае басовый голос выполяет скорее ритмическую функцию,чем гармоническую поскольку верхний голос движется независимо от предполагаемой гармонии.

В целом архаический блюз имеет более свободное и блюзовое звучание,чем более поздние его разновидности.Во многих песнях отсутствует четкий размер,могут встречатся смена размера,что объсняется импровизационностью и опорой не на квадрат,а на структуры общего типа( например строчку куплета).Форма арахического блюза также отличается от классической и может быть 8,10 или 16 тактовой.

Blind Lemon Jefferson, Leadbelly, Lonnie Johnson, Robert Johnson — наиболее известные исполнители в творчестве которых доминирует архаический тип импровизации.

Со временем блюз испытал влиянние рэгтайма и приобрел всем известную гармоническую схему.

Уникальность звучания этой схемы определяется во многом гибкостью и возможностью обыграть ее одной пентатоникой.Кроме того аккорды в этой последовательности слабо связанны с друг другом и при определнных условиях каждое предложение может звучать,как отдельная тональность.Также важна синтаксическая структура.в результате 3х кратного повторения предложения фразировка вопрос-ответ будет образовываться в любом случае,так как она заложена уже в самой форме и гармонии.

С появлением гармонии и 12 тактовой формы блюз становится классическим,появляются тысячи произведений построенных на основе трех аккордов.Однако для классического блюза характеран опора на доминантсептаккорды,а не на трезвучия. В результате доминирования септаккордов в мелодике начинает преобладать миксолидийский лад( лад соответствующий доминантсептаккорду).

Пример классической блюзовой  импровизации:

Можно заметить,что в классической импровизации используются более развитые приемы фразировки,такие как увеличение,уменьшение,сумиррование и дробление.Использование этих приемов позволяет строить более длинные и связные импровизации. Для современной импровизации,как и для классической характерно использование вокальных интонации и цитирование,что сближает звучание солируещего инструмента с голосом.

Современный блюз — имеет множество разновидностей и подтипов.Это и блюз-рок и джаз-блюз и фанк-блюз и т.д. Как правило для импровизации в этих стилях характерно использование блюзовой мелодики и гармонии,но фразировка очень часто соответствует стилю с коротым происходит слияние( fusion).В результате получается блюзовое звучание,но импровизация уже по сути не блюзовая так как имеет инструментальное происхождение,а не вокальное.
Пример импровизации в стиле fusion blues:

Проследите,как используются блюзовые ступени и блюзовая гармония в сочетании с джазовой и рок фразировкой.

Таким образом можно заметить,что в рамках блюзовой импровизации существует большое количество ответвлений,каждое из которых имеет свой уникальный подход к импровизации.Однако все они основаны на принципах классического и архаического блюза.

»crosslinked«

Добавить комментарий