Фактурный рисунок голосов.Часть 2:дублировки

Продолжаем разговор о фактуре и ее элементах.

Я уже упоминал о дублировках и их сочетании с фигурацией.

Поскольку дублировки очень распространены в аранжировке рассмотрим более детально эту часть музыкальной фактуры.

В узком смысле под дублировкой понимают удвоение мелодии каким-либо интервалом или аккордом.Однако в инструментовке к дублировкам относят также любую орнаментику которая основана на мелодии,а также любое сочетание нескольких дублировок разного вида.

Дублировки применяются в первую очередь в главном голосе,однако вполне могут быть применимы к любому мелодическому голосу.Дублирование баса и гармонических голосов возможно только в октаву(за редким исключением возможно дублирование в квинту).

В джазе распространён особый тип дублировки называемый ленточным многоголосием(параллельное движение трезвучиями или септаккордами).

Дублировки различают по двум критериям:

1)интервальное или аккордовое удвоение мелодии

2)постоянство и переменность дублировки

Второй пункт имеет несколько вариантов,мелодия может дублироваться:

  •  строго в один интервал(например в квинту)
  • с чередованием интервалов

Точное дублирование без поправки на тональность называется реальным,

а с поправкой на тональность — тональным.

Как правило реальные дублировки имеют модальное звучание и звучат более напрежённо,но тонально неопределённо.
Наиболее распространённые  типы дублировки:
октавная

Используется для усиления звучания,не вносит новых красок

кварто-квинтовые(чистые и смешанные)

Создает особое непововторимое звучание.

Квинтовые дублировки создают пустое звучание.(распространнены в рок-музыке)

Квартовые звучат напряженно(очень часто применяются у King Crimson)

Терцовые и секстовые

Создают тонально определенное,светлое звучание(терцовое дублирование штамп в Heavy Metal)

В современном контексте также применяются диссонантные дублировки в септиму,секунду,нону
Пример дублировки в септиму и уменьшенную октаву

Частным случаем полиинтервальной дублировки может служить политональная — то есть дублировка при которой голоса движуться в разных тональностях.
Все вышесказанное применимо и к аккордовым дублировкам
Пример дублировки квинтовыми аккордами:

Еще один вид дублировки распространненый в джазе и роке можно назвать ритмической дублировкой.

В данном типе дублировке голоса находятся в одной тональности и играют один и тот же ритм,но разные мелодии.В отличии от полиинтервальной дублировки логика движения голосов в ритмической опирается на лад.

В данном случае дублировку иногда сложно отделить от подголосочной полифонии.

Также распространенным типом дублировки в джазовой аранжировке является игра блокаккордами

Игра блокаккордами основана на принципах блокировки — т.е. октавного усиления верхнего звука аккорда.

Блокаккорды распространены в пятиголосье.

Пример:

За счет октавного замыкания в блокаккордах очень часто образуются секунды в верхних голосах.

Это наиболее распространённые типы дублировок, встречающиеся в самых разнообразных стилях музыки.

»crosslinked«

Добавить комментарий