• Корзина пуста.

Фактурный рисунок голосов. Дублировки

Продолжаем разговор о фактуре и ее элементах. Я уже упоминал ранее о дублировках и их сочетании с фигурацией. Поскольку дублировки очень распространены в аранжировке рассмотрим более детально эту часть музыкальной фактуры.

В узком смысле под дублировкой понимают удвоение мелодии каким-либо интервалом или аккордом. Однако в инструментовке к дублировкам относят также любую орнаментику которая основана на мелодии, а также любое сочетание нескольких дублировок разного вида.

Дублировки применяются в первую очередь в главном голосе,однако вполне могут быть применимы к любому мелодическому голосу. Дублирование баса и гармонических голосов возможно только в октаву (за редким исключением возможно дублирование в квинту).

В джазе распространён особый тип дублировки называемый ленточным многоголосием (параллельное движение трезвучиями или септаккордами).

Дублировки различают по двум критериям:

1)интервальное или аккордовое удвоение мелодии

2) постоянство и переменность дублировки

Второй пункт имеет несколько вариантов, мелодия может дублироваться:

 строго в один интервал (например в квинту)

с чередованием интервалов

Точное дублирование без поправки на тональность называется реальным, а с поправкой на тональность – тональным.

Как правило реальные дублировки имеют модальное звучание и звучат более напряжённо, но тонально неопределённо.
Наиболее распространённые  типы дублировки:
октавная

Используется для усиления звучания,не вносит новых красок. Кварто-квинтовые (чистые и смешанные)

Создает особое неповторимое звучание. Квинтовые дублировки создают пустое звучание (распространены в рок-музыке). Квартовые звучат напряженно (очень часто применяются у King Crimson). Терцовые и секстовые

Создают тонально определенное, светлое звучание (терцовое дублирование штамп в Heavy Metal)

В современном контексте также применяются диссонантные дублировки в септиму, секунду, нону
Пример дублировки в септиму и уменьшенную октаву

Частным случаем полиинтервальной дублировки может служить политональная, то есть дублировка, при которой голоса движутся в разных тональностях.
Все вышесказанное применимо и к аккордовым дублировкам
Пример дублировки квинтовыми аккордами:

Еще один вид дублировки распространненый в джазе и роке можно назвать ритмической дублировкой.

В данном типе дублировке голоса находятся в одной тональности и играют один и тот же ритм, но разные мелодии. В отличии от полиинтервальной дублировки, логика движения голосов в ритмической опирается на лад. В данном случае дублировку иногда сложно отделить от подголосочной полифонии.

Также распространенным типом дублировки в джазовой аранжировке является игра блокаккордами

Игра блокаккордами основана на принципах блокировки – т.е. октавного усиления верхнего звука аккорда. Блокаккорды распространены в пятиголосье. Пример:

За счет октавного замыкания, в блокаккордах очень часто образуются секунды в верхних голосах. Это наиболее распространённые типы дублировок, встречающиеся в самых разнообразных стилях музыки.

]]>

0 комментарий (-ев) к статье "Фактурный рисунок голосов. Дублировки"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture