Фигурация (от лат.figurare придавать форму, образовывать, делать) – это фактурный рисунок голосов музыкальной ткани. Фигурации являются очень распространенным композиционным приемом который помогает из простой аккордовой последовательности создавать невообразимое количество мелодического, подголосочного, подкладочного материала (фигурации очень распространены в вариационных формах). Также фигурация может быть главной темой или целым произведением(классический пример Прелюдия C dur Баха из ХТК). Виды фактуры были рассмотрены здесь.
Фигурации принадлежат к гомофонно-гармоническому и полифоничеcкому типу фактуры.
Фигурирование очень распространно в импровизации, поскольку позволяет видоизменять фактуру гармонической сетки до неузнаваемости с помощью простых приемов. Рассмотрим основные виды фигураций. Для наглядности я взял последовательность T-S-D-T в С мажоре(аккорды С-F-G-C).
Каждый прием будет применен именно к этой простой последовательности. Существует три основных вида фигураций:
1.Гармоническая – движение голосов по звукам аккорда. Может быть восходящее, нисходящее, ломанное (пропуск ступеней), смешанное, секвентное. Как правило, фигура движения звуков в первом такте последовательности будет сохранятся в следующих. Пример движения восьмыми восходящее и нисходящее движение.
Ломанное движение шестнадцатыми
Данный вид фактуры распространен у гитаристов и пианистов в качестве аккомпанемента в самых различных стилях.
Пример гармонической фигурации из песни Guns N Roses
Гармоническая фигурация у Muse в песне Bliss
2.Мелодическая – движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам. Поскольку мелодия появилась раньше гармонии – это должно быть наиболее древний вид фигураций, освоение которого началось в эпоху полифонии.
Мелодическая фигурация была очень распространена в вариациях на basso ostinato (остинатный бас), в современной музыке также существует этот тип изложения (например, импровизация на остинатную (riff) фигуру).
В мелодической фигурации используются все доступные приемы освоенные полифонистами: задержание, предъем, проходящие и вспомогательные звуки, камбиата.
Разница между обычной мелодией и фигурированной в том, что фигурированная мелодия должна содержать много неаккордовых звуков, элемент избыточности и повторяемости. Кроме аккомпанирующих голосов мелодическая фигурация с успехом применяется в мелодии. Пример:
в мелодии
3. Ритмическая фигурация – повторение в каком-либо ритме одной ноты, созвучия или аккорда,характерны остинатные фигуры. Используется для придания своеобразного рисунка аккомпанирующим голосам. Является одной из самых распространенных фигураций используемых в аккомпанементе. Ритмическая фигурация основа таких стилей как рок, металл, некоторые формы современного джаза. Техника риффа является разновидностью ритмической фигурации.
Частными случаями ритмической фигурации является basso ostinato (повторяемый басовый голос) и soprano ostinato (повторяемый мелодический голос). Пример:
Также кроме этих трех видов очень часто встречаются:
Смешанные фигурации сочетают в себе несколько приемов фигурирования, которые иногда довольно сложно идентифицировать.Смешанные виды как правило более индивидуализированы и уникальны для каждого композитора.
Под буквой а) наглядная запись: нижний голос гармоническая фигурация, верхний мелодическая.
б) запись без выделения голосов. При такой записи довольно сложно выделить фигуративные элементы, тем не менее здесь нет ничего кроме фигураций.
Также к смешанным можно отнести уже упоминаемые basso и soprano ostinato, поскольку очень часто вариационные голоса содержат разные виды фигурирования.
Пример остинатного баса:
Более сложным видом фигураций является фигуративно-дублировочный рисунок .В таком рисунке к смешанному типу фигураций добавляются различные точные и неточные дублировки.
В этом примере дублировка в октаву заполняется гармонической фигурацией. Следующий пример:
мелодия заполняется мелодической фигурацией + неточное дублирование. Еще пример:
В данном примере мелодическая фигурация в виде хроматической гаммы дублируется семью различными интервалами, что превращает звучание в гармоническую фигурацию.
Как видите фигурирование предоставляет огромное количество возможностей для видоизменения и развития материала. Каждый тип фигурирования обладает своим характерным звучанием. Каждый композитор использует фигурирование индивидуально и представленные здесь виды лишь схематично обрисовывают возможные варианты.
0 комментарий (-ев) к статье "Фактурный рисунок голосов: Фигурации (часть 1)"