Джазовая песенная форма

Музыкальная форма в джазовой музыке наименее прогрессивная структура, в отличии, например от ритмики, гармонии, аранжировки и т.д. Этому есть простое объяснение – форма наиболее гибкий и одновременно строгий элемент музыки. Наличие простой и понятной формы позволяет экспериментировать с гармонией, импровизацией не боясь при этом потерять внимание слушателя и не допустить рассыпания формы. Также квадратность формы способствует лучшему восприятию музыке, ее запоминаемости. Вообще квадратность структуры свойственна танцевальным жанром, к которым на ранней стадии развития относился и джаз.

По сути 90% джазовых произведений – это вариации на определённую тему или гармонию.

Характерно, что авангард 20 века (додекафония, сериализм и т.д.) при всей радикальности изменений сохранил свою связь с предыдущей музыкой именно на уровне формы. Тоже можно сказать и о джазе, фьюжн и арт-роке.

Я уже упоминал джазовую последовательность-форму Rhythm Changes в статье про аккордовые последовательности.

Эта форма является наиболее распространённой в джазе, поскольку очень удобна для импровизации и допускает огромное количество гармонических изменений от простых замен до усложнённой гармонии хард-бопа.

Основой практически любой джазовой формы является сочетание квадратных (за редким исключение) периодов. Периоды  могут быть 4х или 8 тактовые. Каждый новый период  ( неповторяемый) обозначается большой латинской буквой( A,B,C).

Таким образом, форма Rhythm Changes будет выглядеть так AABA.Если каждый период равен 8 тактам, то получится 32 тактовая песенная форма. Часть B называется Bridge и очень часто не содержит музыкального материала, а заполняется импровизацией(Fill).Такой подход использован в обработке шведской народной песни Dear old Stockholm Майлза Дэвиса:

Рассмотрим в качестве примера джазовую тему Angel Eyes:

Как видно из примера первая часть A равная восьми тактам и повторяется два раза(второй раз меняется гармония в восьмом такте). Затем идет часть B также равная восьми тактам и реприза на первую часть.Этот пример идеально сответсвует описанной выше 32 тактовой форме.

Характерно,что данная форма активно использовалась не только большими оркестрами эпохи свинга,но и пришедшими им на смену боповыми combo.

За время развития этой формы появилось огромное количество вариаций.Обощенная схема их для части A представлена ниже:

Первые 6 тактов которые здесь приведены являются основой большинства тем,а 7-8 такт чаще всего изменяются до не узнаваемости( так называемые turnarounds).

Проанализируем гармонические приемы усложнения схемы.

Средняя линия это оригинал гармонии из I got Rhythm:

Эта линия построена на повторе оборота I-VI-II-V. 4 и 5 такт это классическое отклонение в тональность субдоминанты через тонический септаккорд. 5-6 такт закрепление основной тональности аветентическим кадансом. Простота и прозрачность этой гармонии лишнее подтверждение выдающегося таланта Гершвина.

Вверхняя линия основана на свинговых заменах.В  1 и 2 тактах  тритоновое замещение доминант септаккордами,а в 3 терцовая замена.5-6 такт стандартное усложнение автентического оборотадо I-VI-II-V.

Другие замены основаны на замене качества аккордов и усложнении диатонического движения хроматическим( введение уменьшенных септаккордов).Отклонение в Eb также усложняется за счет расширения оборота.

Вторая часть также имеет типичные формы движения.Одна из них уже упоминаемы Montgomery Brirge( средняя линия в схеме).

Линия от  D7 по сути не покидает основной тональности,а только создает дополнительное движение за счет эллиптического звучания мажорных септаккордов.Линия от Bb более прогрессивная поскольку затрагивает более отдаленые тональности( Db и пдразумеваемый Gb).

Кроме того возможно объединение схем(обозначено вертикальной стрелкой)

Как понятно из схемы верхняя  и нижняя построены на усложнении средних линий  путем побочных субдоминант и тритоновых замен.

Запоминание данных схем значительно облегчает изучение джазовых тем.А проработка их во всех 12 тональностях приводит к импровизационной свободе.Конечно же джаз не исчерпывается этой формой,но освоение Rhythm Changes  помогает впоследствии работать с любой формой и гармонией.

»crosslinked«

Добавить комментарий