Фактурный рисунок голосов: Фигурации(часть1)

Фигурация(от лат.figurare придавать форму,образовывать, делать)  - это фактурный рисунок голосов музыкальной ткани.Фигурации являются очень распространненым композиционным приемом который помогает из простой аккордовой последовательности создавать невообразимое количество мелодического,подголосочного,подкладочного  материала (фигурации очень распространнены в вариационных формах).

Также фигурация может быть главной темой или целым произведением(классический пример Прелюдия C dur Баха из ХТК).

Виды фактуры были рассмотрены здесь.Фигурации принадлежат к гомофонно-гармоническому и полифоничекому типу фактуры.

Фигурирование очень распространно в импровизации поскольку позволяет видоизменять фактуру гармонической сетки до неузнаваемости с помощью простых приемов.

Рассмотрим основные виды фигураций.Для наглядности я взял последовательность T-S-D-T в С мажоре(аккорды С-F-G-C).

Каждый прием будет применен именно к этой простой последовательности.

Существует три основных вида фигураций:

1.Гармоническая - движение голосов по звукам аккорда.Может быть восходящее,нисходящее,ломанное(пропуск ступеней),смешанное,секвентное.Как правило фигура движения звуков в первом такте последовательности будет сохранятся в следующих.

Пример движения восьмыми восходящее и нисходящее движение.

Ломанное движение шестнадцатыми


Данный вид фактуры распространнен у гитаристов и пианистов в качестве аккомпанемента в самых различных стилях.

Пример гармонической фигурации из песни Guns N Roses

Гаромническая фигурация у Muse в песне Bliss

2.Мелодическая - движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам.Поскольку мелодия появилась раньше гармонии - это должно быть наиболее древний вид фигураций,освоение которого началось в эпоху полифонии.

Мелодическая фигурация была очень распространена в вариациях на basso ostinato(остинатный бас),в современной музыке также существует этот тип изложения(например импровизация на оститную(riff) фигуру).

В мелодичекой фигурации используются все доступные приемы освоенные полифонистами:задержание, предъем,проходящие и вспомогательные звуки,камбиата.

Разница между обычной мелодией и фигурированной в том,что фигурированная мелодия должна содержать много неаккордовых звуков,элемент избыточности и повторяемости.Кроме аккомпанирующих голосов мелодическая фигурация с успехом применяется в мелодии.

Пример:

в мелодии

3.Ритмическая фигурация - повторение в каком-либо ритме одной ноты,созвучия или аккорда,характерны остинатные фигуры.Используется для придания своеобразного рисунка аккомпанирующим голосам.Является одной изсамых распространненых фигураций используемых в аккомпанементе.Ритмическая фигурация основа таких стилей как рок,металл,некоторые формы современного джаза.Техника риффа является разновидностью ритмичекой фигурации.

Частными случаями ритмической фигурации является basso ostinato(повторяемый басовый голос) и soprano ostinato(повторяемый мелодический голос)

Пример:

 

Также кроме этих трех видов очень часто встречаются:

Смешанные фигурации  сочетают в себе несколько приемов фигурирования,которые иногда довольно сложно идентифицировать.Смешанные виды как правило более индивдуализированны и уникальны для каждого композитора.

Под буквой а) наглядная запись: нижний голос гармоническая фигурация,верхний мелодическая.

б)запись без выделения голосов.При такой записи довольно сложно выделить фигуративные элементы,тем не менее здесь нет ничего кроме фигураций.

Также к смешанным можно отнести уже упоминаемые basso и soprano ostinato, поскольку очень часто вариационные голоса содержат разные виды фигурирования.

Пример остинатного баса:

Более сложным видом фигураций является фигуративно-дублировочный рисунок .

В таком рисунке к смешанному типу фигураций добавляются различные точные и неточные дублировки.

В этом примере дублировка в октаву заполняется гармонической фигурацией.

Следующий пример:

мелодия заполняется мелодической фигурацией + неточное дублирование.

Еще пример:

В данном примере мелодическая фигурация в виде хроматической гаммы дублируется семью различными интервалами,что превращает звучание в гармоническую фигурацию.

Как видите фигурирование предоставляет огромное количество возможностей для видоизменения и развития материала.Каждый тип фигурирования обладает своим характерным звучанием.Каждый композитор использует фигурирование индивудуально и представленые здесь виды лишь схематично обрисовывают возможные варианты.

»crosslinked«

Добавить комментарий