Фригийский лад

В этой статье рассмотрим фригийский лад или по другому фригийский минор. Фригийский лад относится к группе ладов минорного наклонения,поскольку между 1 и 3 ступенью находиться малая терция. В сравнении с натуральным минором во фригийском понижена 2 ступень.
Само название лада происходит от названия минорного тетрахорда начинающегося с малой секунды:

Соединение двух таких тетрахордов и дает нам необходимый лад.

В классической музыки получил распространение, так называемый, фригийский оборот,который не имеет ничего общего с фригийским ладом,а является всего лишь гармонизацией верхнего тетрахорда натурального минора,который является фригийским тетрахордом:

Тоновое строение фригийского лада: П-Т-Т-Т-П-Т-Т

Интересен тот факт,что при утверждении в музыке мажоро-минорной системы( во времена Баха) фригийский лад единственный пережил прочие натуральные лады и  оставался третьим по частоте использования. Позже однако и его вытеснила тональная система.

Фригийскому ладу свойственно суровое,мрачное звучание. За счет понижения второй ступени свойственное  минору мягко-грустное звучание приобретает холодные оттенки. По всей видимости, по этой причине фригийский лад наиболее распространен в тяжелой музыке.

Классиками в использовании фригийского лада являются несомненно Metallica. На альбомах периода конца 80 и до конца 90 практически в каждой песне можно встретить этот лад.

Вообще фригийский лада наряду с локрийским является визитной карточкой стиля trash.

Хрестоматийный пример использования лада из песни Harvester of Sorrow:

В этом риффе как будто намеренно представлены не только характерные интервалы лада, но и некоторые редко используемые. Вообще даже на анализе такого короткого фрагмента можно убедиться в композиционном мастерстве Hetfield.

Итак характерные интервалы фригийского лада:

  • Малая секунда на первой ступени — используется во множестве мелодий,очень часто в музыке фламенко.

Используется также для опевания устоя ( характерная черта натуральных ладов — сопоставление с постоянным возвращением к основному тону, иначе лад теряет определенность)

  • Тритон между 2 и 5 и между 5 и 2(первый такт из Metallica). За счет вводного характера 2 ступени этот тритон звучит более мрачно, чем в обычной тональности и также используется везде, где только можно:)
  • Квинта 2 -6 часто используется в качестве созвучия и реже в качестве мелодической интонации.

Еще один пример использования фригийского лада.Песня Take No Prisoners группы Megadeth
7

Обратите внимание на используемые интонации.

Гармония фригийского лада

Основными отличительными аккордами лада будут те в которых есть 2 ступень. Это трезвучия  II,V и VII ступени.Обратите внимание на то,что трезвучие V ступени уменьшенное,что можно использовать в композиции для создания необходимой окраски.

Чаще всего используются соединения II-VII и II — I поскольку они наиболее четко выявляют особенности фригийского лада.

Использование.

В импровизации фригийский лад может быть использован для обыгрывания минорных аккордов при секундовом движении гармонии (либо при наличии явно выраженного фригийского звучания).

Также фригийский лад можно использовать при необходимости создать восточно-испанское звучание.

Интересные идеи можно получить, используя пентатоническое звучание внутри фригийского лада. Например, лад от E содержит в себе пентатонику D

Совмещая эти пентатоники можно получить фригийское звучание.

Фригийский лад также распространен в русской музыке( Мусоргский).

Послушать увертюру к рок-опере Jesus Chris Super Star

Metallica 88

Песня Варлаама из оперы Борис Годунов

»crosslinked«

2 thoughts on “Фригийский лад

Добавить комментарий