• Корзина пуста.

Фригийский лад

Фригийский лад относится к группе ладов минорного наклонения, поскольку между 1 и 3 ступенью находится малая терция. В сравнении с натуральным минором во фригийском понижена 2 ступень.
Само название лада происходит от названия минорного тетрахорда начинающегося с малой секунды:

Соединение двух таких тетрахордов и дает нам необходимый лад.
В классической музыки получил распространение, так называемый, фригийский оборот, который не имеет ничего общего с фригийским ладом, а является всего лишь гармонизацией верхнего тетрахорда натурального минора, который является фригийским тетрахордом:

Тоновое строение фригийского лада: П-Т-Т-Т-П-Т-Т

Интересен тот факт, что при утверждении в музыке мажоро-минорной системы (во времена Баха), фригийский лад единственный пережил прочие натуральные лады и оставался третьим по частоте использования. Позже однако и его вытеснила тональная система.

Фригийскому ладу свойственно суровое, мрачное звучание. За счет понижения второй ступени свойственное минору мягко-грустное звучание приобретает холодные оттенки. По всей видимости, по этой причине фригийский лад наиболее распространен в тяжелой музыке.

Классиками, в использовании фригийского лада являются несомненно Metallica. На альбомах периода конца 80-х и до конца 90-х практически в каждой песне можно встретить этот лад.

Вообще, фригийский лада наряду с локрийским является визитной карточкой стиля trash. Хрестоматийный пример использования лада из песни Harvester of Sorrow:

В этом риффе как будто намеренно представлены не только характерные интервалы лада, но и некоторые редко используемые. На анализе такого короткого фрагмента можно убедиться в композиционном мастерстве Hetfield.

Характерные интервалы фригийского лада:

Малая секунда на первой ступени – используется во множестве мелодий, очень часто в музыке фламенко.

Используется также для опевания устоя ( характерная черта натуральных ладов сопоставление, с постоянным возвращением к основному тону, иначе лад теряет определенность)

Тритон между 2 и 5 и между 5 и 2 (первый такт из Metallica). За счет вводного характера 2 ступени этот тритон звучит более мрачно, чем в обычной тональности и также используется везде, где только можно:)

Квинта 2 -6 часто используется в качестве созвучия и реже в качестве мелодической интонации.

Более редкая интонация 2 – 7, которая за счет широты,чаще используется для создания скрытого двухголосия.

7

Еще один пример использования фригийского лада песня Take No Prisoners группы Megadeth. Обратите внимание на используемые интонации.

Гармония фригийского лада

Основными отличительными аккордами лада будут те, в которых есть 2 ступень. Это трезвучия  II, V и VII ступени. Обратите внимание на то, что трезвучие V ступени уменьшенное, что можно использовать в композиции для создания необходимой окраски.

Чаще всего используются соединения II-VII и II – I, поскольку они наиболее четко выявляют особенности фригийского лада.

Использование

В импровизации фригийский лад может быть использован для обыгрывания минорных аккордов при секундовом движении гармонии (либо при наличии явно выраженного фригийского звучания). Также фригийский лад можно использовать при необходимости создать восточно-испанское звучание.

Интересные идеи можно получить, используя пентатоническое звучание внутри фригийского лада. Например, лад от E содержит в себе пентатонику D

Совмещая эти пентатоники можно получить фригийское звучание.

Фригийский лад также распространен в русской музыке (Мусоргский).

Послушать увертюру к рок-опере Jesus Chris Super Star

Metallica 88

Песня Варлаама из оперы Борис Годунов

27.01.2021

3 комментарий (-ев) к статье "Фригийский лад"

  1. отличная статья, было бы здорово если бы была инфа о трезвучиях лада и их функциях!

  2. Здорово про trash.В учебниках все народность да средневековость. Душный академизм.

  3. Большое спасибо за интересную статью с доказательными примерами!

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture