Гармонизация хроматической гаммы.

В отличии от мажора и минора имеющих ограниченное количество гармонизаций, хроматическая гамма имеет несчетное количество вариантов гармонизации.

Как я уже писал существует 6 видов хроматической гаммы. Следовательно существует как минимум 6 способов гармонизации хроматической гаммы (на самом деле их гораздо больше, но поняв основные принципы Вы сможете поэкспериментировать в создании индивидуальных способов гармонизации).

Что такое гармонизация гаммы?

Поскольку я еще не рассматривал гармонизацию гаммы, то начну с этого. Гармонизацией называется процесс подбора (если можно так сказать) аккордов к какому-либо ладу, на основе заранее отобранных условий. Для любого лада существует много вариантов гармонизации.

Классическими являются гармонизация трезвучиями и септаккордами. Также гамму можно гармонизовать квартаккордами и т.д.

Рассмотрим различные виды гармонизации хроматической гаммы.

Первый вид хроматики — это модуляционная  хроматика.

Поскольку этот вид хроматической гаммы основан на непрерывном модулировании, то наиболее простым способ гармонизации будет такой: каждая диатоническая ступень принимается за тонику и гармонизуется тоническим аккордом своей тональности, а вводная в нее хроматическая ступень доминантовым (трезвучием или септаккордом).

Обратите внимание,что каждой ступени здесь соответствует диатонический аккорд (то есть аккорды соответствуют мажорной гамме). Однако можно каждую ступень гармонизовать мажорным трезвучием:

или минорным:

Такие типы гармонизаций направлены на выявление субсистемной хроматики.

Также модуляционную хроматику можно гармонизовать принимая ступень за терцию или квинту аккорда, например так:

Здесь каждая диатоническая ступень представлена как терция аккорда. В качестве доминанты используются альтерационные и уменьшенные септаккорды
Вводотоновая хроматика гармонизуется как обычная гамма, только каждый хроматический звук при этом может попадать на разные аккорды


Альтерационная хроматика подразумевает различные альтерации, как правило, без разрешения в близлежащий тон, т.е. по сути имеет гармоническое, а не мелодическое происхождение. Несколько аккордов образованных путем альтерации:

Миксодиатоническая хроматика

здесь представлены аккорды C мажора и минора.

и последний тип хроматики — автономная.

Все предыдущие гармонизации основаны на принципах тональной гармонии и разрешения неустоя в устой (кроме альтерационой) и, несмотря на огромное количество вариантов, все сводится к тональному соотношению.

В автономной хроматике возможна любая комбинация звуков и интервалов в независимости от тяготений и тональных принципов.

Пример гармонизации:

Также хроматическую гамму можно гармонизовать септаккордами на основе функциональных или любых других связей.

Еще одним распространенным способом гармонизации являются секвенции.

В гармонии под секвенцией понимаю повторение заранее заданных соотношений (например T-S или S-D) от разных звуков.

Например,гармонизуем хроматическую гамму оборотом D-t.

Это очень похоже на первый пример, однако отличие в том, что секвенция выдерживается до конца построения.

Рассмотренные способы далеко не исчерпывают всех возможностей гармонизации хроматической гаммы,однако дают представление в каком направлении можно двигаться в поиске необходимого Вам звучания.

Отдельно необходимо упомянуть о применении рассмотренных принципов в практике. Поскольку хроматические ступени могут проявляются не только в плавном движении, но и скачком, необходимо понимать какой тип звучания Вам необходим и какую роль играет хроматическая ступень в общей мелодической (или гармонической) канве.

В соответствии с этим и необходимо выбрать тип аккорда гармонизующего хроматический тон и дальнейшее гармоническое движение.

Добавить комментарий