• Корзина пуста.

Импровизация аккордами (часть 2)

В прошлой статье я рассмотрел вариант импровизации в различных музыкальных ситуациях.

Импровизация аккордами – это довольно сложный навык, но, тем не менее, основы этого искусства можно постичь в сравнительно короткий срок. Для начала естественно необходимо освоить гармонию, хотя бы на начальном уровне – однако если Вы знаете что такое трезвучия, то уже сможете построить не плохую гармоническую импровизацию

В этой статье я попробую ответить на вопрос: как использовать аккорды в импровизации?

Используйте эту информация для своих экспериментов и не забывайте накапливать словарь аккордов для импровизации.

Первое с чего стоит начать освоение гармонической импровизации это эксперименты с трезвучиями.

Самое простое, что можно делать – это рассматривать трезвучие (это правило применимо и к другим видам аккордов)

как “утолщение мелодической линии”.

Это может быть как полное дублирование т.е. такой вариант при котором используется одинаковое расположение аккордов, так смешанное дублирование – при смешанном дублировании мы можем использовать любые варианты простых трезвучий.

Для примера возьмем стандартный оборот II – V – I в до мажоре.

Сначала пример мелодической линии

Это очень простой пример мелодии без альтераций, сложных ритмов и т.д. Как правило, при импровизировании аккордами быстрые пассажи играются одноголосно, а основная линия больше похожа на мелодию и опирается на четверти и половинные длительности.

Просто обычная мелодия, которая позволяет бесконечно экспериментировать.

Итак, для начала продублируем мелодию трезвучиями, которые соответствуют мажорной гамме C при этом мелодическая линия будет верхним голосом аккордов.

В этом примере все предельно просто и понятно. Импровизировать такими аккордами очень легко, потому что используется одна и та же структура. Естественно,что мы можем надстроить мелодию вверх и тогда мелодия окажется в басовом голосе.

Более сложный прием – это использовать аккорды больше подходящие для обыгрывания конкретного аккорда т.е. здесь можно выходить за рамки тональности и применять различные диатонические лады:

При кажущейся сложности – этот пример построен на стандартных вариантах замены аккордов. 4 доля первого такта это аккорд Db предъем к G септаккорду, а 6 восьмая второго такта стандартное отклонение через уменьшенный в ре минор, который в данном контексте добавляет нону к основному аккорду. Последний такт – это стандартный полутоновый сдвиг аккордов, который повсеместно употребляется как у Прокофьева, так и у джазменов.

Естественно, что такое продумывание гармонии возможно только в средних и медленных темпах.

Как правило, составляется основное ядро гармонического движения и уже во время исполнения на него наращиваются аккорды, которые удобны и характерны для конкретного инструмента.

Очень часто более сложное гармоническое движение можно показать с помощью простых трезвучий, что очень облегчает гармоническую импровизацию.

Рассмотрим на простом примере.

Здесь видно, что аккорд Am входит в состав аккордов F maj, F# m7b5, Dm9, C6, D9, D#0+9 и это не все аккорды.

Отсюда можно двигаться в направлении поиска таких аккордов, которые имеют различные варианты в разных тональностях и в качестве разных надстроек.

Например, тот же аккордов Ля минор является минорной субдоминантой для Ми-мажора, значит этот аккорд можно использовать в качестве дублирования, например, 6 низкой ступени.

Конечно такой подход требует большой предварительной работы по поиску аккордов, однако достаточно сформировать некий костяк Вашего аккордового стиля для того, чтобы двигаться дальше.

Более гибкие возможности для импровизации аккордами дают нам разного рода квартовые структуры и аккорды sus поскольку они имеют неопределённое звучание, то и подставить их можно практически в любой гармонический квадрат.

Однако это может привести к другой крайности – отсутствие логики в движениях аккордов. То есть это будет уже в чистом виде дублирование. Здесь все зависит от Вашего вкуса и стилистики музыки.

В этом примере применяются квартовые и секундовые аккорды, но сохраняется структура гармонического движения.

Это лишь малая часть того, что нужно знать про импровизацию аккордами.

Далее я рассмотрю еще более сложные методы подбора аккордов и коснусь вопроса импровизации без гармонической сетки.

26.03.2020

0 комментарий (-ев) к статье "Импровизация аккордами (часть 2)"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture