[Импровизация] — Инструменты импровизатора

Умение импровизировать несомненно один из важнейших навыков, которым должен обладать любой музыкант. Существуют различные стили импровизации: блюзовая, джазовая, свободная. Однако объединяет из то, что музыкант в процессе формирования музыкального образа использует ограниченный набор универсальных музыкальных средств.
Эти элементы можно назвать инструментами, с помощью которых музыкант получает необходимый ему результат.

Используйте данную статью, как проверку ваших знаний и навыков, а также шпаргалку для построения занятий по импровизации.

1. Пентатоника

Многие уверенны, что достаточно хорошо владеют пентатоникой. Однако чаще всего это заблуждение.

Даже беглый обзор важнейших видов пентатоники показывает, что это один из сложнейших инструментов, которые можно применять в импровизации. Для примера вы можете посмотреть серию уроков, которые посвящены пентатонике на моем канале youtube.

Важно научить использовать не только базовые виды пентатоники, но и их обращения, а также различного рода условные пентатоники, которые очень активно используются в роке, фьюжн, джазе.

Универсализм пентатоники позволяет использовать ее в самых разных стилях от блюза до фьюжна.

Краткий список пентатоник, которые Вам нужно знать:

Мажорная
Минорная
3 обращения

Японская

Гексатоники:

с добавленными ступенями
блюзовые

2. Мажорный лад

Как показывает практика освоения мажорного лада также не простая задача.

Особое внимание нужно уделить освоению ступеней. Умение правильно использовать мажорный лад позволит значительно расширить круг художественных средств. С помощью мажорной гаммы можно обыграть мажорные аккорды, а в некоторых случаях и септаккорды.

Здесь главное избегать простого проигрывания гаммы вверх и вниз. Необходимо уделить внимание построению осмысленной линии в рамках заданного набора звуков.

Также не забывайте петь все что играете, это укрепляет ладовое чувство.

3. Мелодические паттерны

Достаточно эффективный инструмент, который позволит вам расширить звучание гаммы. В целом под паттернами подразумевается использование секвенций во всем их многообразии.

Вот лишь несколько вариантов:

Мажор = 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Пример в до мажоре = C D E F G A B C D E F G A B C
Шагающие терции = 1 3, 2 4, 3 5, 4 6, 5 7, 6 8, 7 9, 8 10, 9 11,
C major = C E, D F, E G, F A, G B, A C, B D, C E, D F,
кварты = 1 4, 2 5, 3 6, 4 7, 5 8, 6 9, 7 10, 8 11, 9 12,
квинты = 1 5, 2 6, 3 7, 4 8, 5 9, 6 10, 7 11, 8 12, 9 13,
сексты = 1 6, 2 7, 3 8, 4 9, 5 10, 6 11, 7 12, 8 13, 9 14,
По три = 123, 234, 345, 456, 567, 678, 789,
По 4 = 1234, 2345, 3456, 4567, 5678, 6789

4. Случайные ноты

Достаточно сложный прием, который подразумевает рандомный выбор нот из лада или нескольких ладов.
Это позволяет видеть лад не просто как набор нот, а смотреть на организацию нот шире, что увеличивает свободу импровизатора.

Пример:
1 6 3 2 12 15 3 5 11 7 (ступени)

5. Трезвучия
А если конкретно, то арпеджио трезвучий.
Опять же не опытные музыканты используют такой подход при котором на трезвучие используется его же арпеджио. Это очень примитивный подход.

Гораздо интереснее использовать арпеджио, как набор нот из гаммы. Таким образом на одно трезвучие можно исполнит арпеджио другого. Например, трезвучие С можно обыграть любым аккордом из лада C ( за исключением пожалуй Bdim). Также можно сыграть Bb для получения звучания септаккорда.

Таких вариантов много. Подробнее смотрите здесь http://study-music.ru/arpedzhio-mazhornyx-trezvuchi-v-improvizacii/

Это первые 5 инструментов, которые необходимы импровизатору. Продолжение следует.

»crosslinked«

One thought on “[Импровизация] — Инструменты импровизатора

  1. Спасибо, Денис. Очень нелишнее напоминание. А японская пентатоника — это то, что иногда встречается под названием «in sen», или что-то другое?

Добавить комментарий