Как читать цифровки? (часть 2)

В предыдущей статье я детально рассмотрел систему буквенно-цифровую систему аккордов, которая является наиболее популярной и позволяет очень быстро записывать гармонические сетки песен и, при достаточной практике, также быстро их считывать. По сути эта система представляет собой универсальный код, который каждый музыкант может расшифровать по-своему, поскольку не указываются обращения аккордов, правила голосоведения и т.д.

Однако, как я уже упомянул, с точки зрения гармонического анализа эта система неудобна, поскольку не позволяет мгновенно видеть функциональные, внутритональные и внутриладовые взаимодействия аккордов. Это ограничение проявляется как при попытках транспонировать заданную последовательность аккордов, так и, например, при гармонической импровизации.

Для более универсального обозначения гармонии используется Римская Система счисления, которая происходит от средневекового искусства генерал-баса.

Для начала разберёмся с тем, что такое генерал-бас.

Генерал-бас - это басовый голос с цифрами, обозначающими созвучия в верхних голосах. Кроме того, в доклассическую эпоху наука об аккордах и генерал-бас воспринимались многими как синонимы, что очень показательно.

Генерал-бас возник в эпоху зарождения гомофонии и появился в связи с интересным фактом. Многие композиторы до 17 в. не печатали партитуры своих произведений и тщательно их скрывали, чтобы сохранить свои приемы письма в тайне. Произведения издавались в виде отдельных партий. Однако, поскольку разучивать произведения таким образом очень неудобно, то руководители различных ансамблей (капельмейстеры) придумали новый прием записи. Сущность нового приёма заключалась в том, что в каждый момент музыкального времени фиксировался самый нижний звук сопровождающих голосов (бас), а остальные звуки этих голосов записывались цифрами, обозначавшими интервал от баса. Как метод композиции генерал-бас представляет собой яркое выражение гомофонно-гармонического письма, но в качестве системы нотации несет отпечаток полифонической концепции вертикали - понимания аккорда, как комплекса интервалов.

В современной джазовой музыке метод записи аккордов с помощью генерал баса возродился в системе джазовых цифровок с помощью римских цифр. Однако в отличии от генерал-бас, где басовый голос являлся обязательным к исполнению, в джазовых цифровках обозначают с помощью римской цифры так называемый фундаментальный тон, то есть основной тон играемого или подразумеваемого аккорда. Например, во многих блюзах подразумеваемая гармония обозначается только терцией и септимой аккорда, однако в гармонии обозначается основной тон аккорда. Традиционно в джазе последовательности обозначаются по мажорной гамме.

Таким образом, нотация I - II - III - IV - V - VI - VII без всякого обозначения качества аккордов обозначает три мажорных аккорда (I - IV - М), три минорных (II- III- VI) и уменьшенное (VII). В американских изданиях очень часто используется обозначение минорных аккордов маленькими Римскими цифрами (например ii-iii-vi).

Итак, по умолчанию любой аккорд, обозначенный Римской цифрой, мы интерпретируем в рамках мажорной гаммы.

Так как в джазе наиболее часто используются септаккорды, то и цифры ассоциируются с септаккордами мажорного лада. Если же нужно обозначить несоответствие аккорда ладу или указать дополнительное качество, используют следующие обозначения:

для большого мажорного септаккорда - M

для минорного - m

для септаккорда - X или 7

для полууменьшенного - Ø

для уменьшенного - O

В чем же преимущество данного метода записи?

Главное преимущество в том, что можно видеть любое движение гармонии, записанное исходя из логики композитора. Кроме того, любая последовательность, записанная римскими цифрами, с легкостью переносится в любую тональность.

Например, если записать последовательность аккордов с помощью буквенной системы обозначений F-C-Dm-G, то не понятно в какой тональности мы находимся, поскольку это может быть как F мажор с двойной доминантой в конце (и тогда после аккорда G последует С), либо это С мажор, начинающийся с субдоминанты.

Если же записать ее как IV-I-II-V (или IV-I-ii-V) - то сразу становится ясно внутреннее движение аккордов, и, кроме того, мы можем представить эти аккорды в любой удобной для нас тональности. Например, в G мажоре С-G-Am-D или септаккордами Сmaj7-Gmaj7-Am7-D7.

Если мы будем использовать нестандартные аккорды, например, как в блюзовой последовательности, то обозначим ее так

Ix-IVx-Ix-V расшифруем в С мажоре C7-F7-C7-G7 - обратите внимание,что для аккорда V ступени нет необходимости указывать x, так как в мажоре на V ступени строится именно доминантсептаккорд.

При обозначении минорных последовательностей обозначения практически идентичны мажорным, за исключением того, что аккорд I чаще всего используется в виде аккорда с секстой (в джазе).

Все остальные обозначения альтерация точно такие же, как и в буквенно-цифровой записи. Например V7#9 и т. д.

Если же встречаются хроматические аккорды, то они записываются с помощью стандартных знаков альтерации # и b

Am -C#o-Dm-E7 - будет обозначена как I-III#o-IV-Vx

Здесь аккорд V ступени указан как X, поскольку остальные аккорды являются простыми трезвучиями.

Также для обозначений обращения используем  дроби I/V и т. д.

В целом римская система счисления более универсальна и показательна, поэтому ее использование представляется более целесообразным при изучении гармонии.

»crosslinked«

5 thoughts on “Как читать цифровки? (часть 2)

  1. Отлично, все понятно. Обозначение минорных аккордов маленькими цифрами в числах, кажется, удобнее.

  2. Это очень удобно,когда много отклонений и кроме того более просто,поскольку не нужно отслеживать класс аккорда внутри тональности,а для модальных последовательностей просто находка :)

  3. Денис. Если вы такой умный, что можете всех научить писать хиты и прославиться, что же вы сами ещё не прославились? А может быть вы это не сами пишите, а скачиваете откуда? Однако грамматических ошибок допускаете много.

  4. «alex395 : Денис. Если вы такой умный, что можете всех научить писать хиты и прославиться, что же вы сами ещё не прославились? А может быть вы это не сами пишите, а скачиваете откуда? Однако грамматических ошибок допускаете много»

    Все великие музыканты тоже у кого то учились… И отнюдь не у «прославленных» — возможно история даже не всех и помнит… Так что труд учителя, в общем-то, не очень благодарен, хотя без этих самых «серых» учителей не было бы «великих» — каждому свое. Возьми Аллу Борисовну (Пугачеву) — ее знают ВСЕ, а тех кто писал для нее аранжировки, пьески — знают единицы. Хотя без них не было бы Пугачевой….

    Так что учись, alex395 — великим станеш, а про Дениса потом даже не вспомниш….

    А что касается ошибок — тут тоже каждому свое, потому что писать безграмотно и писать с ошибками — разные вещи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *