Лидийский лад

Продолжаем углублять познания ладов народной музыки и в этой статье я детально рассмотрю лидийский лад.

Лидийский лад - является ладом мажорного наклонения и состоит из двух  тетрахордов. Первый тетрахорд можно назвать целотоновым - его формула б2+б2+б2.

Второй тетраход аналогичен верхнему в мажоре б2+б2+м2.

Этот лад можно получить, сыграв мажор от 4 ступени, либо повысив в натуральном мажоре 4 ступень. Лидийский  является параллельным для дорийского лада 

Лидийский лад является самым мажорным по звучанию поскольку находиться в сфере двух мажоров тонического и доминантового.

Формула  лада - Т- Т-Т-ПТ-Т-Т-ПТ

Звучание лидийского лада очень светлое,но в тоже время неразрешенное и ярко модальное,поскольку слух воспринимает 4 ступень как вводную. В современной музыке лидийский лад активное используют различные фьюжн ансамбли и конечно же Steve Vai очень любит этот лад.

Однако одним из первых в роке его начал использовать Hendrix.
Фрагмент соло построеного в лидийском ладу
1

Характерные интервалы лидийского лада - это увеличенная кварта на первой ступени и уменьшенная квинта на IV.

Вообще как и для любого другого лада для лидийского характерно заострение ступени отличной от натурального мажора.

Такие интервалы, как большая терция на II ступени или квинта на 7 несомненно создают лидийское звучание.

Гармония лидийского лада 

В основных аккордах лидийский лад отличается субдоминантой,которая является уменьшенным трезвучием, что позволяет использовать ее для создания необходимой гармонической окраски. Кроме того, мажорное трезвучие II ступени и минорное VII при разрешении их в тонику создают лидийское звучание.

Если построить на I ступени лада   maj7♯11  или ♯11

то получим так называемый лидийский аккорд. В джазе так называют аккорд в котором присутствует 11# ступень. Его описывают, как "красивый и очень современный".

Также О. Мессиан упоминал  о том, что лидийская кварта более естественна для слуха, поскольку является обертоном, а обычная четвертая ступень нет.

Поэтому в музыке эпохи барроко иногда встречалось дублирование в ундециму.

Такие аккорды как m9 на III ступени или maj на 5 очень часто используются в современной музыке,как гармонический подклад для лидийской мелодии.

Импровизация 

В плане импровизации лидийский это уникальный лад, так как он лег в основу так называемой целого метода модальной импровизации - он называется Лидийская Хроматическая Концепция (автор Джордж Рассел ).

Это очень популярная  во второй половине XX веке концепция импровизации,которой пользовались многие известные музыканты.

И хотя это довольно громоздкая система в свое время она была открытием.

Если изложить очень кратко, то она основана на различных изменениях одного лада и работы с ним для обыгрывания разных аккордов и создания модального звучания.

Это конечно тема целой книги, возможно позже сделаю на нее обзор.

В основном же лидийский лад используется для обыгрывания maj аккордов

Использование в композиции

Очень часто в современной музыке лидийский лад используют для создания секвенции, которые повторяются много раз.

Такой подход использован например в этой песне (найдите в каком фрагменте самостоятельно)

Лидийский лад можно использовать для создания сказочного,волшебного звучания.

Очень хорошо он звучит на статичные аккорды. Также при определённых условиях (инструментовка,гармония) он может создавать этническое звучание.

Послушать: Главная тема из Simpson

»crosslinked«

3 thoughts on “Лидийский лад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *