Лидийский лад

Продолжаем углублять познания ладов народной музыки и в этой статье я детально рассмотрю лидийский лад.

Лидийский лад — является ладом мажорного наклонения и состоит из двух  тетрахордов. Первый тетрахорд можно назвать целотоновым — его формула б2+б2+б2.

Второй тетрахорд аналогичен верхнему в мажоре б2+б2+м2.

Этот лад можно получить, сыграв мажор от 4 ступени, либо повысив в натуральном мажоре 4 ступень. Лидийский  является параллельным для дорийского лада 

Лидийский лад является самым мажорным по звучанию поскольку находится в сфере двух мажоров тонического и доминантового.

Формула  лада — Т- Т-Т-ПТ-Т-Т-ПТ

Звучание лидийского лада очень светлое,но в тоже время неразрешенное и ярко модальное,поскольку слух воспринимает 4 ступень как вводную. В современной музыке лидийский лад активное используют различные фьюжн ансамбли и конечно же Steve Vai очень любит этот лад.

Однако одним из первых в роке его начал использовать Hendrix.
Фрагмент соло построеного в лидийском ладу
1

Характерные интервалы лидийского лада — это увеличенная кварта на первой ступени и уменьшенная квинта на IV.

Вообще как и для любого другого лада для лидийского характерно заострение ступени отличной от натурального мажора.

Такие интервалы, как большая терция на II ступени или квинта на 7 несомненно создают лидийское звучание.

Гармония лидийского лада 

В основных аккордах лидийский лад отличается субдоминантой,которая является уменьшенным трезвучием, что позволяет использовать ее для создания необходимой гармонической окраски. Кроме того, мажорное трезвучие II ступени и минорное VII при разрешении их в тонику создают лидийское звучание.

Если построить на I ступени лада   maj7♯11  или ♯11

то получим так называемый лидийский аккорд. В джазе так называют аккорд в котором присутствует 11# ступень. Его описывают, как «красивый и очень современный».

Также О. Мессиан упоминал  о том, что лидийская кварта более естественна для слуха, поскольку является обертоном, а обычная четвертая ступень нет.

Поэтому в музыке эпохи барокко иногда встречалось дублирование в ундециму.

Такие аккорды как m9 на III ступени или maj на 5 очень часто используются в современной музыке,как гармонический подклад для лидийской мелодии.

Импровизация 

В плане импровизации лидийский это уникальный лад, так как он лег в основу так называемой целого метода модальной импровизации — он называется Лидийская Хроматическая Концепция (автор Джордж Рассел ).

Это очень популярная  во второй половине XX веке концепция импровизации, которой пользовались многие известные музыканты.

И хотя это довольно громоздкая система, в свое время она была открытием.

Если изложить очень кратко, то она основана на различных изменениях одного лада и работы с ним для обыгрывания разных аккордов и создания модального звучания.

Это конечно тема целой книги, возможно позже сделаю на нее обзор.

В основном же лидийский лад используется для обыгрывания maj аккордов

Использование в композиции

Очень часто в современной музыке лидийский лад используют для создания секвенции, которые повторяются много раз.

Такой подход использован например в этой песне (найдите в каком фрагменте самостоятельно)

Лидийский лад можно использовать для создания сказочного, волшебного звучания.

Очень хорошо он звучит на статичные аккорды. Также при определённых условиях (инструментовка, гармония) он может создавать этническое звучание.

Послушать: Главная тема из Simpson

»crosslinked«

3 thoughts on “Лидийский лад

Добавить комментарий