• Корзина пуста.

Виды импровизации. Этника

Наиболее древнейшим видом импровизации является импровизация народных певцов и исполнителей.Начиная со времен Древней Греции,где каждый музыкант и поэт был импровизатором и заканчивая импровизациями современных африканских племен эти импровизации строились всегда по одному принципу.

Существует множество народных традиций импровизационной музыки: индийская рага, азербайджанский мугам, казахские кюи, арабский магам, турецкий макам и многие другие. Каждое из этих понятий подразумевает не только жанр импровизационной музыки, но и структуру, ладовую организацию и многое другое.

Индийская рага наиболее древний вид импровизационной музыки, который дожил до наших дней. Рага очень сложное искусство для постижения которого необходимы годы учения. В самом примитивном виде можно сказать, что рага это правила организации модуса (число которых доходит до 3500). Для организации ритма используется понятие Таал. Также в раге  существуют указания для формы. Импровизатор, используя набор устоявшихся шаблонов, выстраивает с помощью них заранее отобранную форму.

Б.Э.Дева в книге “Индийская музыка” приводит несколько важных условий без которых не возможно исполнение раги:

1. Необходимо наличие определенного минимума тонов. Мелодическая структура, включающая в себя меньше пяти тонов, не может называться рагой.
2. Тоны в рагe по своей природе могут характеризоваться как натуральные, повышенные или пониженные; иными словами, рага должна быть соотнесена с определенным звукорядом (мела или тхата). ….в нашей музыке — только для удобства нотации — выделено двенадцать тонов: семь натуральных (шуддха, т.е. чистых) и пять альтерированных (викрита). Звукоряд, к которому относится данная рага, называется исходным (джанака), а реально звучащий звукоряд — производным (джанья)….
3. Существуют определенные закономерности, которые регулируют восходящее и нисходящее движение мелодической линии (восходящее движение называется ароха, нисходящее — авароха)….
4.Есть определенные характерные фразы, которые обязательно должны использоваться для придания рагe индивидуального колорита. Они подобны характерным человеческим чертам. В традиции Хиндустани существует термин «сакал», означающий «лицо». Рагу следует исполнять так, чтобы отчетливо проявлялось ее лицо. Этого можно достигнуть лишь посредством использования мелодических рисунков определенного типа. Такие характерные фразы называют различным образом: прайога («употребление»),пакар («держать» или «схватывать»), чалан или санчара («движение»). Например, оборот Га, Ма, Ри (G, M, R) характерен для раги Каннада. В процессе развертывания этой раги такой пакар должен исполняться неоднократно.
5. Подобно знакам препинания в словесной речи, и в рагe имеются свои цезуры. Они, естественно, различаются по степени важности. Такими «знаками пунктуации» являются ньяса, апаньяса и т. д. Это звуки, на которых мелодический отрезок или фраза могут остановиться («отдохнуть»). Неверная остановка может не только изменить характер раги, но и привести к значительной эстетической и технической путанице. Поэтому, например, в рагe Джаунпури (Хиндустани) музыкант никогда не должен оканчивать фразы на Ри (R) или Ни (N).

Сходны принципы в импровизации и в Макáме.

Макам (синоним мукама, магама и т.д) (араб. – местоположение, позиция; в частности – положение пальца на грифе струн. инструмента) – одно из основных понятий в арабской, турецкой и иранской музыке, обозначающее распространённый в этом регионе принцип музицирования.

Понятие Макам в арабской музыкальной культуре имеет несколько уровней (что характерно для всех жанров народной музыки):

1) универсальный принцип развёртывания , который включает такие аспекты, как модальная (звукорядная) организация , тип метроритмики (в ансамблевой музыке основанный на определенных ритмоформулах, в сольной – более свободный, речитативно-просодийный), психоэмоциональный модус , воплощаемый в мелодии-модели. Таким образом образуется контраст между ограниченностью средств и импровизационностью.

2) частное значение термина Магам – лад с особой функциональной дифференциацией тонов. Звуки Магам -лада подразделяются на группы  – главную и второстепенные. Функции тонов (главный, заключительный, украшаемый) в каждой из традиций получают спец.иальные обозначения. Приблизительно из 100  теоретически возможных ладов арабской музыки употребительны 30-40.

3) жанр, обладающий устойчивыми структурными признаками, например “Макам-аль-ираки” (“иракский М.”) – вокально-инструментальная цикличная форма, основанная на ряде Магам-ладов (баяти, хиджаз и др.), возникшая в 17 в. и распространённая в Ираке, а также индивидуальное претворение жанра (“Макам Хиджаз” и т.п.).

Как видите жанр в восточной импровизации имеет четко определённые структуры ладов, количество которых может варьироваться от 7 до 3500(в индийской раге). Также каждый жанр имеет определенный набор ритмических формул, которые предписывается использовать в зависимости от жанра (например  Таал в Индии).

Работа импровизатора в восточных системах импровизации направлена на выстраивание баланса. Для создания хорошей импровизации необходимо хорошо владеть ладами, каноническими попевками, кадансами, ритмическими шаблонами. Существуют как сольные, так и ансамблевые импровизации. В сольной пьесе типа мугама ритмика, как правило, не похожа на привычную нам организацию метра. Скорее это похоже на полное нарушение привычных нам законов организации ритма. Однако в групповой импровизации такое движение затруднительно, поэтому они имеют более организованную ритмику.

Какую пользу можно извлечь из изучения национальных школ импровизации?

Многие исполнители джаза, рока, fusion построили свою карьеру на смешивании традиции с новаторством. Используя фольклорные источники, мы можем  черпать из них огромное количество мелодических и ритмических идей.

Например, если Вы привыкли импровизировать используя стандартные октатоновые гаммы или лады, то взгляните на основные лады используемые в азербайджанской музыке

Как Вы видите эти лады состоят из 11 нот и 4 тетрахордов. Изучив их, Вы можете применять их в контексте своего стиля. Например, для освоения полиритмии и полиметрии советую Вам изучить основы Konokl (Индийское искусство ритмической импровизации).

Поскольку большинство рассмотренных систем используют нетемперированный строй, Вы можете также поэкспериментировать с четвертьтоновыми, третьтоновыми и др. делениями (если они доступны на Вашем инструменте). Некоторые джазовые музыканты использовали этот способ для создания своеобразного этнического звучания. Ну и конечно же сам принцип блюзовой гаммы основан на терцовой ноте, которая лежит между b3 и 3 ступенью,что напоминает нам о африканских корнях блюза и джаза.

]]>

5 комментарий (-ев) к статье "Виды импровизации. Этника"

  1. Небольшое уточнение. Макам “`Iraq” – это не обозначает “иракский макам”. Это макам, строящийся от ноты `Iraq, эквивалентом которой в западной нотации является нота си-полубемоль.

  2. Названия всех арабских (именно арабских, у турецких макамов всё несколько иначе) макамов – это первая ступень звукоряда данного макама. Причём есть ряд случаев, когда первая ступень тоникой не является (хотя это скорее исключение, нежели правило).
    >>в сольной – более свободный, речитативно-просодийный.
    Вот это – совсем не обязательно. В арабской музыке свободное сольное музицирование допускается в строго ограниченном количестве музыкальных форм. В 90% случаев это форма, называемая “таксим”. Остальные же формы, даже исполняемые сольно, имеют достаточно жёсткую структуру, отклоняться от которой нельзя.

  3. Спасибо за ценные замечания.Пока еще сам постигаю все тонкости и не претендую на роль знатока этнической импровизации.Главная цель статьи дать краткий обзор и стимул к изучению и внедрению в практику.

  4. лады “выпиливать” надо с гитары, потому как нереал подругому прикоснуться к теме, если основной инструмент гитара. 12рдо строй + бэнды, не позволит интонировать как требуется! кто пробовал поделитесь)

  5. Я слайд использую и Floyd Rose для четверть тонов,но это больше на ощущениях

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture