Музыкальная форма. Введение.

Изучение формы в рамках данного курса будет обзорным, так как требует подготовки и достаточно количества занятий. Ждите полный курс по форме!

Форма достаточно сложная тема однако если отбросить огромное количество теоретической информации о музыкальных формах  такой, как история форм, виды старинных форм, формы полифонической музыки и сконцентрировать на самой сути формообразования, то можно на начальном уровне ознакомиться с самыми необходимыми понятиями и структурами музыкальной формы.

Для композитора создающего свою музыку в современных условиях важно усваивать именно практическую часть формообразования, поскольку наиболее распространенной ошибкой практических всех музыкантов является неубедительность формообразования, особенно в произведения большой протяженности.

Это проявляется в двух крайностях недоговоренности и отсутствии развития и наоборот в обилии лишних и ненужных частей, которые не несут никакого музыкального смысла.
Форма как никакая другая дисциплина учит главному навыку профессионального композитора - зачеркиванию нот.

Умение охватить внутренним слухом все произведение также развивается изучение музыкальной формы.

Теперь разберемся с некоторыми понятиями.
Определение музыкальная форма говорит нам о многих вещах, которые могут описывать различные элементы музыки.
По-большей части форма и создает музыку, а до этого она просто набор звуков, аккордов и т.д.
Говоря о музыкальной форме мы можем подразумевать структуру произведения, его внутреннее развитие, строение темы или средней части, также мы можем говорить о логике развития или о художественном смысле всего произведения.

Легче всего описать музыкальную форму с помощью  следующих пар:

материал - форма

форма - содержание 

Сразу скажу, что разделение здесь условно, то есть нельзя сказать вот это материал, а вот форма, а вот содержание.

На самом деле это ощущается, но это нельзя описать словами.

Когда нет содержания или формы, то слушатель, а особенно музыкант слышит это, но иногда очень сложно сказать как это исправить.

Как показывает  опыт нахождение причин, которые мешают построить логичное произведение помогает его возродить и кардинально преобразовать, но об этом позже.

Итак, посмотрим на пару материал-форма.

Вся сложность этой пары в их взаимном проникновении. То есть материал имеет свойство превращаться в форму, которая затем превращается в материал и т.д.

Рассмотрим на конкретном примере.

Звуки взятые в хаотичной последовательности не имеют формы. Организованные в виде лада они представляют собой зачаток музыкальной формы, однако различные гаммы становятся затем материалом для организации более крупных элементов формы (например периода).

И так до бесконечности.

То есть, к примеру, каждая часть симфонии может быть рассмотрена, как материал по отношению к целой форме произведения.

Главная цель пары материал-форма организовать Ваши навыки и знания аккордов, ладов, ритмов в более крупные ячейки.

Например аккорды образуют последовательность аккордов в мажоре, а следующая в миноре.

Получается новое звено формы из двух элементов  это универсальный закон формы действующий на всех уровнях.

Вторая пара форма-содержание проявляется во всех видах искусства.

Здесь мы говорим о соотношении материальной, видимой (а в музыке и слышимой) стороны и нематериальной, содержательной.

Многие авторы сочиняют музыку не задумываясь о ее содержании, что в итоге приводит к засилью однотипных музыкальных образов, или их полному отсутствию.

Сами по себе музыкальные звуки несут абстрактный смысл и это не всегда плохо.

Однако когда автор сам не знает, что хотел сказать, то и слушатель теряется в догадках.

Посмотрите на работу великих композиторов.

Они очень редко сочиняют музыку просто ради музыки.

Если что-то сочиняется внезапно, то оно сохраняется в виде эскиза и затем используется для воплощения определённого замысла.

Например, сложно представить себе композитора который сочинил симфонию и понятия не имеет о чем она.

Поэтому пара форма-содержание должна проявляется в проектировании своей музыки, продумывании концепции, идеи

В результате такого подхода музыка становиться глубокой и наполненной смыслом.

Таким образом, понятие музыкальной формы охватывает множество элементов организующих более простые музыкальные элементы с целью придания им художественного смысла.

Музыкальная форма очень тесно связана с такими понятиями как, жанр и стиль.

Любой стиль и направление музыки имеет свои устоявшиеся формы.

Например, песню нельзя написать в форме сонатного аллегро, также как и симфонию нельзя уместить в рамки песенной формы.

Большинство современных стилей опирается на простейшие виды форм: песенную форму, простую двух частную, трехчастную.

Изредка встречается заимствование форм классицизма.

Кроме стиля на форму произведения влияет и его протяженность. Трехминутное произведение просто хронологически не может вместить в себя большую форму, также как и часовое произведение очень сложно построить на одном мотиве. (Из каждого правила есть исключения, послушайте в качестве примера группу Кубикмагги - где в течении 4 минут умещается огромное количество частей, на другом краю произведения минималистов, которые могут длиться как раз около часа и быть построенными на нескольких простых фигурах).

Для создания современной музыки достаточно знать типовые музыкальные формы. Это помогает развивать и создавать свои собственные формы основываясь на общемузыкальных законах развития.

В основе любой формы, если свести ее к простым принципам лежат два принципа: принцип тождества и контраста (или по другому единство в разнообразии).

По идеи научившись применять их в своем творчестве Вы сможете понимать и создавать самые сложные формы. Однако для этого необходимо понять как музыкально эти принципы лучше всего воплощать и с помощью каких средств.

В следующих статьях мы начнем изучение различных видов формы музыкального произведения, рассмотрим примеры их применения и практику использования.

3 thoughts on “Музыкальная форма. Введение.

Добавить комментарий