• Корзина пуста.

Джазовая песенная форма

Музыкальная форма в джазовой музыке наименее прогрессивная структура, в отличии, например от ритмики, гармонии, аранжировки и т.д. Этому есть простое объяснение – форма наиболее гибкий и одновременно строгий элемент музыки. Наличие простой и понятной формы позволяет экспериментировать с гармонией, импровизацией не боясь при этом потерять внимание слушателя и не допустить рассыпания формы. Также квадратность формы способствует лучшему восприятию музыке, ее запоминаемости. Вообще квадратность структуры свойственна танцевальным жанром, к которым на ранней стадии развития относился и джаз. По сути, 90% джазовых произведений – это вариации на определённую тему или гармонию.

Характерно, что авангард 20 века (додекафония, сериализм и т.д.) при всей радикальности изменений сохранил свою связь с предыдущей музыкой именно на уровне формы. Тоже можно сказать и о джазе, фьюжн и арт-роке.

Я уже упоминал джазовую последовательность-форму Rhythm Changes в статье про аккордовые последовательности.

Эта форма является наиболее распространённой в джазе, поскольку очень удобна для импровизации и допускает огромное количество гармонических изменений от простых замен до усложнённой гармонии хард-бопа.

Основой практически любой джазовой формы является сочетание квадратных (за редким исключение) периодов. Периоды  могут быть 4х или 8 тактовые. Каждый новый период  (неповторяемый) обозначается большой латинской буквой (A, B, C). Таким образом, форма Rhythm Changes будет выглядеть так AABA. Если каждый период равен 8 тактам, то получится 32 тактовая песенная форма. Часть B называется Bridge и очень часто не содержит музыкального материала, а заполняется импровизацией (fill). Такой подход использован в обработке шведской народной песни Dear old Stockholm Майлза Дэвиса:

Рассмотрим в качестве примера джазовую тему Angel Eyes:

Как видно из примера, первая часть A равная восьми тактам и повторяется два раза (второй раз меняется гармония в восьмом такте). Затем идет часть B также равная восьми тактам и реприза на первую часть. Этот пример идеально соответствует описанной выше 32 тактовой форме.

Характерно, что данная форма активно использовалась не только большими оркестрами эпохи свинга, но и пришедшими им на смену боповыми combo. За время развития этой формы появилось огромное количество вариаций. Обобщенная схема их для части A представлена ниже:

Первые 6 тактов которые здесь приведены являются основой большинства тем,а  7-8 такт чаще всего изменяются до не узнаваемости (так называемые turnarounds). Проанализируем гармонические приемы усложнения схемы. Средняя линия это оригинал гармонии из I got Rhythm:

Эта линия построена на повторе оборота I-VI-II-V. 4 и 5 такт это классическое отклонение в тональность субдоминанты через тонический септаккорд. 5-6 такт закрепление основной тональности аветентическим кадансом. Простота и прозрачность этой гармонии лишнее подтверждение выдающегося таланта Гершвина.

Верхняя линия основана на свинговых заменах. В  1 и 2 тактах  тритоновое замещение доминант септаккордами, а в 3 терцовая замена. 5-6 такт стандартное усложнение автентического оборотадо I-VI-II-V.

Другие замены основаны на замене качества аккордов и усложнении диатонического движения хроматическим( введение уменьшенных септаккордов). Отклонение в Eb также усложняется за счет расширения оборота.

Вторая часть также имеет типичные формы движения. Одна из них уже упоминаемый Montgomery Brirge (средняя линия в схеме).

Линия от  D7, по сути, не покидает основной тональности, а только создает дополнительное движение за счет эллиптического звучания мажорных септаккордов. Линия от Bb более прогрессивная поскольку затрагивает более отдаленные тональности (Db и подразумеваемый Gb). Кроме того возможно объединение схем (обозначено вертикальной стрелкой)

Как понятно из схемы верхняя  и нижняя построены на усложнении средних линий  путем побочных субдоминант и тритоновых замен.

Запоминание данных схем значительно облегчает изучение джазовых тем. А проработка их во всех 12 тональностях приводит к импровизационной свободе. Конечно же джаз не исчерпывается этой формой, но освоение Rhythm Changes  помогает впоследствии работать с любой формой и гармонией.

]]>

0 комментарий (-ев) к статье "Джазовая песенная форма"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture