Нестандартные песенные формы

Как я уже писал в предыдущей статье, около 90% джазовых тем построены на основе формы Rhythm Changes.

После изучения этой формы можно переходить к освоению других, более интересных структур ,которые встречаются несколько реже, что объясняется их сложностью.
Большинство развитых джазовых тем основаны на развитии песенной формы,либо на комбинации не двух,а большего количества частей.

Теоретически возможно сочетание такого вида A-B-C-D-E-F и т.д.

Однако на практике эти части чаще всего не следуют одна за другой, а перемежаются с основной темой.

Такие развитые формы сложны для импровизирования, поэтому в джазе чаще всего встречаются 3-х и реже 4-х частные структуры.
Кроме того, возможно усложнение любой формы за счет не симметричного состава каждой части (например, 8+8+6+9). Такие изменения возможны за счет разного рода кадансовых расширений, применения органного пункта, разработки мотивов и фраз и т.д.

Иногда форма существенно изменяется за счет развитых intro и outro (которые в сложных вариантах могут сами составлять отдельную музыкальную форму).

Таким образом можно выделить два основных способа усложнения песенной формы:

  1. усложнение предложений и периодов
  2. добавление новых самостоятельных частей

Рассмотрим 4 группы форм:

  1. AABA с нестандартным числом тактов

Theme for Ernie 

Здесь использована следующая структура 8+8+8+11

Реприза расширяется за счет небольшой разработки мотива

2. Форма A-B-A-C с равными частями (4, 8 или 16 тактов)

Трехчастная форма очень популярная в джазе.

Однако очень часто используется только при проведении темы, а импровизация играется на стандартный квадрат. Часть С может быть развитием части A с новым окончанием.

Пример формы тема Сонни Роллинза Airegin (каждая часть длится 8 тактов)

Гармония части С не имеет устоявшейся структуры и может быть очень разнообразной (устойчивой, контрастной, развивающей и т.д.)

3.  A-B-A-C с нестандартной длиной частей

Тема Are you real имеет структуру  8+8+8+12. Часть С расширение части B:

Следующие формы наименее распространены

4. A-A-B

В теме All thing unfinished использована структура 11+11+23

5. A-B-C
Это более сложная трехчастная форма использована в теме Coral Keys(8+10+12):

6. Простая трехчастая с нечетным количеством тактов. A-B-A

Такая форма использована в теме Шортера Infant Eyes, каждая часть здесь равна 9 тактам:

 

И последняя это четырехчастная форма вида A-B-C-D.

Хотя может показаться сложным последование 4х разных частей, на практике часть D часто представляет собой вариацию на часть A.

Ярким примером такой формы явлется известная тема April In Paris. Здесь не только D является вариантом A, но и часть B.

Средняя же часть контрастна(С):

Еще один пример четырехчастной формы :

Строение темы 8+8+8+14.

Чем более сложная форма, тем сложнее ее использовать в импровизации.

С другой стороны музыкальные стили, отказавшиеся от импровизации, вынуждены искать разнообразие (которое обеспечивает импровизация) в усложнении музыкальной формы. Наиболее сложные музыкальные стили (фьюжн, арт, прогрессив) основаны на сочетании сложных форм с импровизацией. Однако необходимо помнить, что даже самая сложная музыкальная форма может быть представлена, как группа более простых.

Создание песен от А до Я — настоящая энциклопедия для обучения автора песен!

»crosslinked«

Добавить комментарий