Развитие техники игры

Мышечная память одна из  самых важных в деятельности музыканта. Она отвечает за качество и скорость развития техники любого музыканта. В независимости от специализации ей в равной степени пользуются и дирижер, и певец и исполнитель.
Как мы знаем, в процессе формирования методики обучения, наряду с полезными и действенными методами, в нее проникают и совсем устаревшие и полные предубеждений  “истины”.
Многие из известных нам сегодня методов занятий, уже не представляют ценности и должны быть пересмотрены коренным образом.
Например, многие не знают такого простого факта, что мышечной памяти не существует. За работу мышц отвечает мозг, а то, что мы называем мышечной памятью есть переход осознанного управления мышцами в подсознательный.

Почему это важно знать?
Первая причина: ,

концентрируясь на осмыслении действий мышц можно значительно сократить время работы над каким-либо движением. Многие занимаются сидя перед телевизором или лежа на диване, не задумываясь о том, что наш мозг фиксирует любые мелочи и впоследствии, если при исполнении произведения будет отсутствовать фон телевизора, или Вы сядете, встанете по-другому, то подсознание среагирует должным образом и мышцы (подсознание) не смогут вспомнить выученный материал.
Поэтому всегда внимательно следите за тем, чем занят Ваш мозг, пока Вы играете музыку.
Конечно, то, что мы зовем мышечной памятью спасет нас, когда мы что-то забываем, или отвлекаемся на рев толпы:)).

Однако чтобы доверять ей полностью нужно быть полностью уверенным в  том, что вы ее хорошо запрограммировали.

Вторая причина:

одно из самых больших упущений, которое приводит многих в тупик это отсутствие контроля за неработающими мышцами.

Например, когда Вы отрабатываете какое-либо сложное место, все внимание сконцентрировано на нем. Как показывают многочисленные наблюдения, в такие моменты телу свойственно напрягать ненужные мышцы.

А поскольку подсознание не различает что хорошо, а что плохо, то наряду с пассажем Ваше тело запоминает это напряжение. Мало того, что оно мешает нормально функционировать необходимым мышцам, такое напряжение имеет тенденцию накапливаться и перерастать в заболевания.
У Вас может, не получаться какой-нибудь пассаж просто потому, что в момент его исполнения напрягается, например, палец ноги.
Наиболее частой причиной напряжения является замена внутреннего чувства внешним. Многие музыканты считают что, если в момент кульминации напрячься посильнее, то и музыка получится более эмоциональная.

На практике это приводит к зажатому, сдавленному звуку и зажатости на сцене.
Поэтому очень важно научится программировать Ваш мышечный “компьютер” на расслабление, особенно в сложных местах. Хотя для большинства это может показаться трудной задачей, это наиболее краткий путь к свободе аппарата.
Мышечная память, как и любая другая поддается развитию. Физическая активность и занятия релаксационными упражнениями помогают ее развитию.
Очень часто, особенно у начинающих музыкантов, главенствующую роль играют движения пальцев, а не слух.

Чтобы избежать этого многие авторитетные педагоги советуют начинать занятия по 4му способу (статья о 4х способах занятий).
После проработки на уровне мыслей Вы уже не попадете в зависимость от мышечной памяти.
Еще одно распространённое заблуждение.

Когда вы хотите научиться играть быстро, то в 99% случаев будете делать так: начнете с медленного темпа и будете добавлять деления метронома, пока  не достигните нужного темпа.
Это прочно закрепившаяся практика на деле дает очень небольшой процент отдачи.
Почему?
Самое простое сравнение ходьба и бег. Вы не учитесь бегать, увеличивая скорость ходьбы, поскольку бег это не быстрая ходьба, а совсем другой тип действия.
Главная задача медленной игры – запомнить мозгом и научится расслабленности.
Обычно при смене темпа в действие включаются новые мышцы. Такие изменения очень легко просчитать. Темп, в котором Вы играете необходимо принять за 90%.

Соответственно 100% это темп, в котором различия в работе мышц минимальны. Дальнейшее наращивание темпа затронет новые. Поэтому главное правило – играйте в разных темпах, переходя от одного к другому через 10 делений метронома.
Один из главных секретов западного образования –  подход к развитию техники.
Одним из главных секретов является темп, в котором работают над техникой.
Поскольку наше тело работает в определённом ритме, то и усвоение информации (особенно мышечной) происходит на много быстрее, когда темп занятий соответствует темпу Вашего тела.

Что это значит?
Все очень просто.

Оптимальным темпом работы над техникой для Вас будет являться ритм сердца. Т.е. темпы от 60 до 75. В этом темпе тело действует наиболее эффективно, запоминая все в мельчайших подробностях. Эти  темпы должны стать для Вас основными при работе над упражнениями и занимать около 90% времени.

»crosslinked«

4 thoughts on “Развитие техники игры

  1. Интересная теория! Я учился в муз. школе именно по такому шаблону — постепенно от медленного темпа к быстрому. У меня вопрос — можно ли подробнее рассказать о себе, о Ваших достижениях? Другими словами — почему я должен захотеть учиться у Вас? Спасибо и удачи Вам!

  2. Насчет метронома порадовало. И насчет расслабления. Проверено на себе. Заметил когда действительно расслабляешься сложные места даются. Легче. Что по поводу метронома порадовало что не от медленного к быстрому, а от среднего и к медленному и к быстрому. Хотя, как известно, играть медленней намного сложней,чем быстрей, как это не странно. И потом… Мтероном нужен для того чтобы играть ровно более менее. ТАк как если один играет в одном темпе, другой в другом( речь об ансамблевой игре) то будет адский рассинхрон:)))) ДЛя это го метроном — необходим. Но для импровизационной музыкаи- парадокс — это ритмичная музыка, но восьмые должны играться с залигованными двумя нотами триля. Свинг. Казалось бы, все просто в теории, но на практике довольно сложно.

Добавить комментарий