• Корзина пуста.

Системы организации ритма

В прошлой статье я рассматривал ритм в контексте музыкального искусства.В этой статье хотелось бы рассмотреть системы организации ритма в музыке.

Как правило, большинство музыкантов пользуются классической (тактометрической) системой организации ритма. По этой причине им не удается уловить ритмику джаза, рока и т.д., поскольку она построена на другой ритмической основе. Существует множество различных систем организации ритма.

Рассмотрим основные  в хронологическом порядке:

Квантитативность (количественный) – самая старая система организации ритма, которая нашла  в наше время вторую жизнь в творчестве О.Мессиана. Квантитативная система была основой древнегреческой музыки и поэзии. Суть ее в том, что вся ритмика организуется наименьшей измеряющей единицей (аналогичная наименьшая единица была в других древних культурах: в индийской — матра, в среднеазиатских — никре, накра). У Мессиана это 16 или 32 длительность. Ритмика в такой системе организуется не по принципу ударность безударность, а по принципу долгий – короткий, независимо от ударения. Соотношение длительностей очень часто простое (1:2 или 3:4). Чередование долгих и коротких длительностей регулируется правилами ритмических стоп, которые могут быть как двух- трех – сложными, так и пяти сложными и смешанными. Основные древнегреческие размеры:

– долгий звук U короткий

Двусложные
Ямб  U –
Хорей (трохей) – U
Пиррихий U U
Спондей  – –
Трехсложные
Дактиль  – UU
Амфибрахий  U-U
Анапест UU-
Трибрахий UUU
Молосс — — —
Бакхий U —́ —
Антибакхий — — U
Амфимакр —U—
Четырехсложные
Хориямб  -UU-
Ионик восходящий UU–
Ионик нисходящий –UU
Антиспаст U- – U

 Квалитативная система(качественный)  – стиховая. Квалитативность содержит ритмические различия по принципу не долгого-краткого, а сильного-слабого, с громкостным, «силовым» способом акцентирования. Стопы квалитативного типа стали удобной моделью для сравнений с ними и определения с их помощью разного рода музыкальных ритмообразований. Однако между тактовыми ритмическими фигурами и стопными формулами правомерна лишь аналогия, поскольку тактовость и стопность принадлежат разным системам ритмической организации. Вот одно из характерных системных различий: в то время как стопа устойчива, не­ перемена на протяжении формы или ее раздела, ритмическая фигура такта многократно перемена, например, может начинаться как хорей, заканчиваться как ямб или анапест.
Помимо того что ритмическая основа всякого стиха может расцениваться как заключенное в нем музыкальное начало, в тоническом стихе есть элемент, имеющий в музыке функциональное ритмическое значение, — это чередование ударных и безударных окончаний, называемое правилом альтернанса. В музыкальной ритмике ему отвечает чередование устоев и неустоев в конце синтаксических построений.

Силлабическая система (слогочислительная), основанная на счете слогов, на равенстве числа слогов (изосиллабизм), является также целиком стиховой. Поэтому главное значение ее для музыки — быть ритмической основой стиха в вокальных произведениях. В частности, словесный текст составляет одну из опор синтетических музыкально-стиховых форм позднего средневековья и Ренессанса: французского рондо XIII-XV вв., формы бар мейстерзингеров, трубадуров, труверов, миннезингеров и других.
Помимо этого силлабическая система получила и чисто музыкальное преломление, независимое от слова. Ведь равенство количеств звуков, как и количеств слогов, образует своего рода временную организацию, которая может стать основой какой-либо ритмической структуры, не подчиняющейся тактовой системе. Именно такая нетактовая ритмическая форма обнаруживается среди композиционных приемов музыки XX в., особенно после 1950 г. Одним из импульсов к развитию музыкальной силлабики стала серийная и сериальная техника, с необходимостью счета в ней звуков серии.

Модальная ритмика, или система ритмических модусов, действовала в XII-XIII вв., в основном в школах Нотр-Дам и Монпелье. Как понятно из названия, это система, в которой вместо лада (модуса) используется заранее заданная ритмическая формула, изменять которую было нельзя. Позже данный способ композиции использовали композиторы XX века. Также есть некая аналогия между техникой рифа и модальной ритмикой. Для индийской музыки также характерно использование ритмических модусов (тала), однако принципы отличны от западноевропейских. 
Всего существовало 6 ритмических модусов. Все они основаны на троичном делении длительности.

Можно заметить,что модальные стопы идентичны современному шестидольному размеру. Модальные стопы допускали их ритмическую «разрисовку», орнаментирование основного рисунка. Дальнейшая эволюция ритмики привела к появлению

Мензуральная система (от лат. mensura — мера) — система музыкальных нотных длительностей, существовавшая в Западной Европе с XIII по XVI в., до утверждения тактовой системы. Основой мензуральной ритмики были 4 длительности:

Максима – 8 целых

Лонга – 4 целых

Бревис  – 2 целых

Семибревис – целая

Каждая из этих длительностей могла быть поделена мензурой.
Под мензурой понималась ритмическая ячейка, результат деления основной длительностей на равные доли, а также система группировки этих ячеек. Начиная с 14 в. различали 2  вида мензур – 3-дольную(аналогия современной триоли)  и 2-дольную (дуольность). Мензура максимы и лонги получила название  modus – отсюда и модальная ритмика,т.е. модусы могли применяться по только отношению к максиме и лонге,а мензура бревиса – уже называлась tempus, мензура семибревиса и минимы( современная половинная)- prolatio(таким делением получались длительности аналогичные  современные четвертям либо четвертным триолям).

Появление мензуральной ритмики вызвано развитием многоголосия, необходимостью координировать ритмические соотношения голосов, отошедшие от единообразия модусов.
Мензуральная ритмика в определенной степени  связана с модальными принципами. Регулирующей мерой мензуральных ритмообразований был шестидольник. Его двудольные и трехдольные группировки, сопоставляемые последовательно и одновременно, были типичнейшими формулами эпохи, «визитной карточкой» позднесредневекового и ренессансного ритма.
Первоначально нормой была только троичность деление на три считалось совершенным. Двоичное деление выдвигалось самой музыкальной практикой и постепенно завоевывало все большее «пространство» в музыке, теорией же рассматривалось как несовершенное.

Обозначения и сравнение с современными размерами:

Пример мензуральной ритмики:

В следующей статье рассмотрим метроритмическую систему организации, а также принципы классификации музыкального ритма

2 комментарий (-ев) к статье "Системы организации ритма"

  1. Так Денис 🙂 , когда я что то читаю на твоем сайте такое ощущение что ты переписываешь это все из очень умной книжки 🙂 , если можно пожалуйста пиши все простыми словами 🙂 . У тебя очень много полезной информации на сайте 🙂 , но вычленить нужную информацию очень сложно 🙂 , иногда прочитав целую тему не понимаю не фига 🙂 , и в видео которые ты выкладываешь на ютубе также будь попроще пожалуйста 🙂 . И очень очень много у тебя информации пожалуйста организовывай информацию сжато и проще 🙂 . Я не имею к тебе не чего личного 🙂 , огромное тебе спасибо за сайт 🙂 , но пожалуйста будь проще 🙂 . Как говориться будь проще и луди подтянуться – это как раз об этом 🙂 .

  2. Денис, добавьте, пожалуйста, нотные примеры к квалитативной, cиллабической, квантитативной системе.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture