Создание мелодии. Гармоническая основа.

Создание мелодии. Гармоническая основа.

Продолжаем изучать композиционные аспекты создания мелодии. Эта статья является логичным продолжением предыдущей и развивает идею о роли гармонического сопровождения.

Гармонически мелодии можно разделить на два типа:

  1. Модальные — не предполагают гармонизации и при попытках гармонизовать такие мелодии ничего не получиться.

Такие мелодии очень часто лишены опорных звуков,либо опевают звуки какого-либо лада без образования тяготений. К такому типу также относятся раги, макам и прочие народные мелодии.

2. Гармонические мелодии

К ним относятся любые мелодии, допускающие гармонизацию (независимо от стиля). Для таких мелодий гармония играет роль красок для черно-белого рисунка.

Мелодии этого типа в свою очередь можно разделить на две подгруппы — имеющие внутренне гармоническое движение и мелодии с неоднозначными гармоническим движением.

Поскольку для второго типа мелодий очень важна гармонизация,то большую роль играет такой фактор как частота смены гармонии. Например, мелодии широкого дыхания при длительном выдерживании гармонии звучат более стабильно и безконфликтно.

Следующий хрестоматийный пример демонстрирует как раз такой подход к мелодии.

В данном случае кажущаяся простота гармонии (на протяжении 8 тактов выдержан тонический аккорд) создает необходимый образный строй, который, несомненно, был бы нарушен при использовании более стандартной гармонизации(например при использование доминантового аккорда в каденции):

Очень часто гармония используется для создания дополнительного напряжения мелодической линии.Это достигается за счет нового вида соотношений,который не заложены в самой мелодии.

Показательным приемом является задержание. Эффект задержания основан на том,что неаккордовый звук противоречит гармоническому комплексу и создает дополнительное напряжение и тяготение к аккордовому звуку (при чем  аккордовый звук не всегда устойчивый звук лада).

Тяготение задержания, как правило, острее, чем тяготение неустойчивого звука лада к устойчивому: так, на вводном тоне, гармонизованном доминантовым трезвучием, возможна длительная остановка мелодии, завершающая ее значительный отрезок, например предложение, причем следующее предложение вовсе не обязательно должно начаться с тонической примы, разрешающей тяготение вводного тона; задержание же, как правило, «требует» разрешения немедленно — в близкий по времени момент.

В связи с этим задержание является очень распространённым приемом со времен романтизма и используется для выражения лирических вздохов,страстных порывов и т.д.

Пример использования задержаний(Gun’s’Roses Sweet child o’mine): первый пример вокальная линия,а  второй -фрагмент соло,которое основано на задержаниях. Обязательно послушайте эту песню,чтобы уловить суть и звучание этого важного мелодического приема

solo

Противоположным типом являются мелодии построенные на звуках аккорда.

Такие мелодии имеют устойчивое и нейтральное звучание. Пример использования только аккордовых звуков тема minor swing J.Reinhardt:

Естественно в одной мелодии могут сочетаться два этих приема, как для сопоставления так и для дополнения образа.

И последним приемом,который используется при создании мелодии является перегармонизация или гармоническое варьирование.

Существует три типа:

  1. Короткий мелодический оборот повторяется сразу же с другой гармонией.В следующем примере оборот из второго такта сразу же перегармонизуется в 4:

2. Оборот повторяется не сразу, а на некотором расстоянии.

3. Вся мелодия получает новую гармонизацию при повторении. Данный прием подразумевает полное переосмысление мелодии.

Таким образом можно констатировать, что выбор гармонии на стадии создания мелодии определяет ее характер, динамизм, степень напряжения и возможности для дальнейшего развития.

По сути, данный подход сочетает в себе уже упоминаемые мной два подхода в композиции (сочинение мелодии и сочинение гармонии).

»crosslinked«

Добавить комментарий