Фундаментальные свойства мелодии опираются на множество взаимосвязанных элементов. Однако если исходить из того,что мелодия это в первую очередь рельефная и индивидуальная линия, то главными в ней будут ритм и ладовая основа. Для того, чтобы проверить это утверждение достаточно сыграть любую мелодию изменяя все остальные параметры такие, например, как тембр, динамика, регистры, инструментовка, гармония.
При изменении этих параметров мелодия все равно будет узнаваемой, а в большинстве случаев мало кто заметит вообще суть изменений. Однако если изменить ритм или ладовую основу, то мелодия изменится до неузнаваемости.
Послушайте фрагмент известной мелодии,в которой минор заменен на мажор и попробуйте угадать,что это за мелодия.
Мало кто сразу может определить, что это за музыка.
Этот опыт доказывает, что ладовая основа играет первостепенную роль в формировании образного строя мелодии.
Именно по этой причине работа над мелодией должна для начинающего композитора быть работой над ладом.
За что конкретно отвечает лад?
Если говорить о пятерке классических ладов (натуральный и гармонический мажор + три вида минора: натуральный, гармонический, мелодический), то каждый из этих ладов имеет свое индивидуальное звучание, которое по разному преломляется в творчестве каждого композитора.
Ладовая основа способа отвечать за настроение, тип мелодики.
От того какой лад выбран в качестве основы, зависит выбор характерных ходов и ступеней, а также гармонический потенциал мелодии.
Интересной особенностью является то, что один и тот же лад может использоваться в музыке разных стилей и эпох для выражения совсем разных идей. Например, Бах и Heavy metal исполнители используют гармонический минор, но музыка абсолютно разная.
Такое свойство ладов объясняется уникальностью и всеядностью тональной системы (поэтому она до сих пор широко распространена). Лады народной музыки и пентатоника в отличии от мажора и минора имеют более узкий спектр образов.
Как правило на выразительность мелодии и ее образный строй оказывают влияние следующие два фактора:
1) ладовая напряженность звуков и интервалов мелодии, соотношение ладово-устойчивых и неустойчивых звуков, степень интенсивности тяготений тех или иных звуков или отрезков мелодии;
2) ладовая окраска (ладовый колорит) мелодии — более светлая (более мажорная) или» более темная (более минорная).
Например, отсутствие тяготений в пентатонике позволяет использовать ее для выражения просветленных чувств, образов созерцательности или пасторальности.
Любому типу пентатоники не свойственны какое-либо напряжение и движение может остановиться на любой ступени (этим, кстати, и объясняется противоречие с названиями пентатоники: мажорная и минорная они только формально).
С другой стороны, при большом количестве альтерации лада увеличивается его напряженность и драматизм. Например, 6b ступень гармонического мажора вносит противоречие в светлый характер лада и может использоваться для выражения различных контрастных состояний.
Другим важным фактором является выбор опорных ступеней лада.
Под опорной ступенью подразумеваются повторяющиеся и появляющиеся на сильных или относительно сильных долях такта ( либо на синкопированных долях) ноты, которые формируют контур мелодии.
В современной музыке опорными могут быть любые ступени и для начинающего композитора очень важно научиться работать с разными ступенями и соотносить их звучание с остальными элементами фактуры.
Несмотря на относительностью звучания, некоторые интонации становятся классическими и используются для выражения схожих образов. Например, опора на вторую ступень минора создает лирично-меланхоличное звучание при длительном задержании, 4 и 6 ступень имеют похожие свойства, но с разными оттенками.
Для гармонического минора очень характерно использование интервала уменьшенной септимы
Лирическими интонациями обладают интервалы сексты и минорной терции.
Задача композитора накапливать слуховой опыт и багаж определенных интонаций,из которых затем образуется его уникальный композиторский стиль.
Важным приемом является изменение ладовой окраски мелодии.
Здесь подразумевается секвентное или транспозиционное изменение мелодии. Например изменение минорной окраски на мажорною или наоборот (при том все это может быть в рамках одного лада за счет изменения целевых нот).
В следующем примере при сохранении мелодической линии изменение ладовой основы вносит в мажорный образ минорную окраску:
Один из сложных, но очень важных приемов, который очень часто используется в мелодиях разного типа является скрытое двухголосие или использование скрытых интервалов.
Скрытым называется интервал, образуемый хотя и близкими, но не соседними (не смежными) в смысле временной последовательности звуками мелодии и ярко воспринимаемый благодаря каким-либо условиям, например метроритмической подчеркнутости соответствующих звуков.
Эта техника основана на свойстве слуха выделять в мелодии две мелодические линии при наличии широких интервалов (больше терции).
В следующих примерах выписано реальное звучание нотного текста(вторая строчка):
И в конце статьи упомяну еще один важный прием, который относится больше к области формы, но тем не менее очень важен для мелодики.
Прием называется соединительной интонацией
Это такая интонация в которой разрешение неустойчивого звука в устойчивый происходит через несколько тактов:
Рассмотренные приемы являются основой с которой можно начать сочинение мелодии. Упражнения следует выстраивать от простого к сложному. Лучше всего начать с досочинения чужих мелодий и научиться работа в основных ладах.
То есть, первый этап работы композитора связан с освоением ладовых средств.
Очень интересными здесь могут быть упражнения на сочинение мелодии в ровном ритме (например, восьмыми), а также можно заимствовать ритмику чужой мелодии и сочинять на нее свои варианты.
0 комментарий (-ев) к статье "Создание мелодии. Ладовая основа."