Виды Импровизации (Часть 1)

Виды Импровизации (Часть 1)

Импровизация -сочинение музыки в процессе исполнения.

Это один из древнейших видов музыкального искусства в современном мире реализуется в самых различных формах.
Поскольку одним из самых приоритетных направлений в деятельности онлайн колледжа Study Music я поставил обучение импровизации, то по этому поводу решил написать цикл статей о различных видах этого искусства.

В данном цикле статей я попытаюсь подробно разобрать существующие стили импровизации и подходы к их освоению.

Начнем с разбора двух наиболее важных видов импровизации.

Существует огромное количество самых разных стилей импровизации, однако в целом можно выделить две большие области импровизационной музыки -это свободная импровизация и тематическая импровизация или стилевая.

Каждый из этих типов импровизации уникален по своему, хотя во многом они и пересекаются и используют много одинаковых выразительных средств. Это объясняется тем, что любая импровизация развивается по законам музыкального искусства без соблюдения которых она не может существовать.

С другой стороны разница между свободной и стилевой импровизацией огромна.

Каждый способ организации сиюминутной композиции нацелен на реализацию различных музыкальных целей.

Свободная импровизация это, по сути,  неограниченное никакими рамками музыкальное произведение, которое создается здесь и сейчас. В таком виде импровизации ограничения исходят только от исполнителя и не имеют звуковой предопределённости.

Рассмотрим подробнее, в чем же проявляется свобода.

В любом импровизационном стиле существует своя сложившаяся система формообразования, интонирования, метроритмической организации и т.д.

К примеру, джаз имеет невообразимое количество направлений, тем не менее любой музыкант сможет отличить джазовую импровизацию от рок-импровизации или индийской раги. Это объясняется наличием заранее предопределенной системой образов.

В свободной импровизации не существует такой точки опоры. Здесь точкой опоры является исполнитель. И большую часть ограничений накладывает именно он.

  1. Это могут быть ограничения физиологического характера. Например, любой импровизатор ограничен только уровнем своей техники.
  2. Мировоззренческого (каждый музыкант имеет ограниченное количество слухового опыта)
  3. Инструментального (например, одноголосный инструмент предопределяет фактуру импровизации)
  4. Ансамблевого (количество исполнителей и их мастерство)

Исходя  из вышесказанного, становиться понятно, что свободная импровизация довольно сложный вид искусства, который предполагает умение играть в самых различных стилях музыки начиная от этники и заканчивая додекафонией, что в свою очередь требует виртуозного владения инструментом, наличие отличного слуха и его связи с игровым аппаратом музыканта.

Можно сказать, что освоение свободной импровизации это высочайшая ступень развития музыканта.

Однако при всей сложности свободная импровизация — это не мистическое, непознаваемое искусство. Ей можно и нужно обучаться любому музыканту.

Зачем мне это нужно если я хочу играть рок (джаз, блюз и .т.д.)?

В первую очередь развитие таких способностей развивает Ваши музыкальные способности во много раз быстрее.

Во вторых, обучаясь  свободной импровизации, Вы получаете возможность черпать вдохновение из неограниченного числа источников и преобразовывать это для воплощения своих идей.

В третьих, свободная импровизация — это наиболее прогрессивная и новейшая форма музыки, которая в будущем будет только укреплять свои позиции и проникать во все стили музыки (об этом говорит опыт, например такой группы как MarsVolta).

C чего начать?

Если у Вас уже есть навыки импровизации, то путь к освоению приемов свободной импровизации должен начаться с отказа от привычных Вам средств выразительности. Забудьте про трезвучия, септаккорды, квартовые и другие банальные гармонии. Отбросьте тональную систему, используйте искусственные гаммы. Главная задача уйти от того, что Вы умеете в сторону того, что для Вас очень трудно и необычно.

Преобразования должны происходить на всех уровнях музыкального знания.

Например, формообразование не должно напоминать знакомые всем 4-х, 8такты. Форма должна рождаться из мелодии. Также интересным является отказ от четкой звуковысотности в сторону шумовых звуков, эффектов. Такой подход позволяет Вам по новому взглянуть на свой инструмент.

Когда Вы ищете что-то новое, а не используете устоявшиеся шаблоны, то раскрываете свой потенциал на 200%.

Рекомендую Вам позаниматься под минусовки с диска Aebersold 104 Free Play на котором записаны композиция для занятий свободной импровизацией.

»crosslinked«

Добавить комментарий