Золотая библиотека аккордовых последовательностей.Часть 4.

Наконец то подходит к концу небольшой обзор самых популярных аккордовых последовательностей. Конечно это далеко не полный список, однако все рассмотренный мной последовательности действительно можно по праву назвать золотыми, поскольку тысячи хитов написаны именно с применением этих последовательностей. Можно с уверенностью сказать, что используя даже эти последовательности можно написать не один десяток хитов.

Забегая вперед скажу, что будет еще и библиотека серебряных аккордовых последовательностей. в которой я буду приводить примеры менее распространенных, но все же популярных прогрессий. Кроме того, как вариант возможно будут обзоры последовательностей по стилям.

Но это все дело будущего, а сейчас последняя часть обзора в которую вошли 5 последовательностей.

16. Рэгтайм 

Гармония рэгтайма основана на классической с элементами джазовой. Для рэгтайма характерно использование побочных доминант. При использовании побочных доминант в рэгтайме применяется следующий тип голосоведения



он основан на плавном соединении голосов.
Самая популярная форма последовательности рэгтайма

III7  VI7    II7    V7    I

или по C мажору

также широко распространен вариант из четырех аккордов диатонического состава

vi-ii-V7-I или Am-Dm-G7-C

Как видите последовательность Монтгомери о которой я уже писал  является '' младшей сестрой" рэгтайма.

Кроме того уже в рэгтайме появились замены на основе прогресси II-V-I, суть которой в добавлении перед каждым септаккордом минорного септаккорда отстоящего на кварту ниже

Bm7-E7    Em7-A7    Am7-D7    Dm7-G7    C

Не буду упоминать всех произведений в которых используется последовательность,поскольку она есть наверное в любой рэгтайме. Из очень популярных песен стоит послушать Sweet Georgia Brown и They're Red Hot Роберта Джонсона.

17.Джазовая песенная форма (Rhythm changes)

Эта последовательность требует отдельной  статьи для рассмотрения,хотя бы потому, что в отличии от рассмотренных ее длина 32 такта!

Эта наиболее популярная среди джазменов последовательность,которая присутствует во многих джазовых стандартах в разных вариациях. Американское название происходит от хита Д. Гершвина I got Rhythm в котором она была использована.

Эта последовательностью соответствует джазовой песенной форме AABA, где каждая буква длиться 8 тактов.Вариации и методы работы с этой последовательностью я рассмотрю чуть позже, а пока формула:

Первая часть A первый четырехтакт это оборот I-vi-II-V, который повторяется дважды, затем отклонения в тональность субдоминанты | I I7 | IV #ivdim7 | I V | I |   и возврат в тонику

Пример для C мажора:

C Am7 | Dm G | C Am7 | Dm G |
| C C7 | F F#dim | C G | C |

5-6 такт могут выглядеть так | I I7 | IV iv  или | C C7 | F Fm |

Часть B( bridge) - это опять же последовательность Монтгомери

| III7 | III7  | VI7 | VI7 |
| II7 | II7  | V7 | V7  |

и затем следует реприза части A.

Эта последовательность универсальна тем,что позволяет создавать практически бесконечное количество вариации и очень удобна для импровизации.

Наверное проще перечислить джазовые стандарты где она не используется :)

Небольшой список

"Anthropology" (Charlie Parker/Dizzy Gillespie)
"Cotton Tail" (Duke Ellington)
"Dexterity" (Charlie Parker)
"Fingers" (Thad Jones)
"Five Guys Named Mo" (Louis Jordan and His Tympany Five)
"Lester Leaps In" (Lester Young)
"Little Pixie II" (Thad Jones)
"Meet the Flintstones" (Hoyt Curtin)
"Moose the Mooche" (Charlie Parker)
"Oleo" (Sonny Rollins)
"Rhythm-A-Ning" (Thelonious Monk)
"The Sheriff" (John Lewis)
"Steeplechase" (Charlie Parker)
"Straighten Up and Fly Right" (Nat King Cole)
"Tip Toe" (Thad Jones)
"You, Me, and the Bottle Makes Three Tonight (Baby)" (Big Bad Voodoo Daddy)
"Race To The Bridge" (Gordon Goodwin)

18.Романеска 

Это одна из популярных песенных форм 16-17 вв. схожая с пассамеццо. В отличии от пассамеццо, романеска основана на трехдольном делении.

Формула III—VII—i—V—III—VII—i-V—i

Если играть последовательность с 3 такта,то получится известнейшая мелодия Greensleeves.

19.Блюзовая последовательность (12 тактовый блюз)

Опять же это тема для целой статьи :)

Одна из наиболее популярных прогрессий. 99% рок-н-рола и блюза построены на основе 12 тактового квадрата.

Что необходимо знать?

Блюз состоит из трех предложений по 4 такта.

Каждой предложение начинается с новой функции (T-S-D)

В после D в 9 такте идет S.

По большей части, гармонически блюз основан на малых мажорных септаккордах.
Последние два такта называются тэрнэраунд ( смотри ниже) и имеют нескончаемое количество вариаций.

Примеры вариаций блюза


 20.Тэрнэраунд( кадансы)

Последовательность из 2-4х аккордов соединяющая части. Основная функция таких последовательностей синтаксическая,но очень часто они используются для аранжировки вступлений и концовкой, поэтому они и попали в этот обзор.

Наиболее типичные джазовые тэрнэраунды

vi - ii - V - I
V/ii - V/V - V - I
♭iiio - ii7 - V7 - I
vi - ♭VI7 - V - I
V-IV-I

Вообще тэрнэраунды  редко следуют за мелодией и позволяю применять самые смелые гармонические  решения.

Однако как правило все они основаны на стандартных движениях II-V (2-5) с использованием различных прогрессивных замен,побочных доминант и т.д.

Если же тэрнэраунд используется для модуляции, то используется оборот II-V-I (2-5-1) или II-bII-I в новой тональности.

Отдельно следует упомянуть блюзовый тэрнэраунд V-IV-I, который распространен не только в блюзе, но и в джазе, роке. Кроме того он может быть использован, как самостоятельная аккордовая последовательность.

Желаю Вам успехов в использовании последовательностей. Повторюсь, что эта 20 лучших из лучших, а впереди еще больше просто лучших :)

»crosslinked«

15 thoughts on “Золотая библиотека аккордовых последовательностей.Часть 4.

  1. Спасибо за урок, и если вас не затрудник не могли бы еще в довершение сделать урок по джазовой цифровке? А то я зациклился на изучении учебников классической гармонии и теперь мне сложновато все эти новые для меня обозначения аккордов)

  2. еще было бы неплохо каждую последовательность, обозначенную ступенями, написать еще и аккордами для до-мажора (или минора). ступенями мыслить еще сложновато, а вот аккорды сразу в голове звучат при прочтении. не всегда есть возможность читать статьи с инструментом.

    Денис Чуфаров Reply:

    Хорошо.Сделаю сводную таблицу последовательностей

  3. Скажите а вот, все трезвучия, септаккорды…. а как часто применяются секстаккорды? (в том числе побочных ступеней)? Кстате было бы еще интересно узнать про удвоения (в четырехголосии) секстаккордов побочных ступеней) Спасибо!

    Денис Чуфаров Reply:

    Какие секстаккорды Вы подразумеваете? Обращения трезвучий или в значении аккорда вида C6?

  4. Секстаккорды не составляют отдельного класса аккордов, поскольку не привносят ничего нового в правила разрешения,не создают диссонансов.Поэтому секстаккорды могут применятся на тех же основаниях,что и трезвучия.Очень широко секстаккорды применяются у fusion музыкантов.При этом секстаккорды могут очень свободно соединятся поскольку имеют ярко диатоничное звучание(секстаккорд содержит 4 ноты пентатоники).Правила удвоения такие же как для любого аккорда — сохранение баланса в звучании.Поскольку звука 4,то и удвоений чаще всего нет.В классическом 4х голосии такие аккордв рассматриваются как септаккорды с замещенной септимой,либо как аккорды с проходящей ступенью.
    Также существует проблема двойственности минорного секстаккорда,который является обращением полууменьшенного.При одинаковом составе эти аккорды относятся к разным классам и функции у них разные.Но очень часто в нотах эта путаница приводит к появлению «корявых» гармонических движений

  5. Отличные уроки,Денис)Благодарствую за видео уроки по хитовым песням,особенно видео по-написанию хитовых текстов)Есть опыт,но лишнее не помешает,буду практиковаться,применять)

  6. Вот, наверное, о чём я просил: Сводная таблица последовательностей аккордов. Готовых аккордов! А не формул.

  7. Денис, а почему не все картинки видны, например Рэгтайм и Примеры вариаций блюза. В предыдущем уроке — то же самое

  8. Последовательности по стилям — это очень профессиональный подход к любой теме , если бы все темы организовать по стилю было бы очень восхитительно :) . Например «Тема Рок» : и там все только про рок , ритм секция , гармонические последовательности и т. д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *