Как я уже писал раннее, создание музыки это наиболее сложный вид музыкальной деятельности, который включает в себя множество побочных ( построение формы, голосоведение, гармония и т.д.).
С другой стороны это и самый легкий вид музыкальной деятельности – лишнее подтверждение этому бесчисленные примеры музыкально безграмотных людей которые создали некоторые известнейшие мелодии. Но исключение лишь подтверждает правило. Поэтому если хитовые мелодии не преследуют Вас каждый день, то придется их “вылавливать” самим. А для этого нужно как следует поработать.
В общих чертах создание музыки это такой же процесс как создание здания, картины, книги и т.д.
Что отличает профессионала в любой сфере деятельности?
Умение видеть конечную цель.
Можно подходить к процессу создания музыки, как к процессу неподконтрольному разуму. А можно использовать весь свой потенциал и использовать разум для управления вдохновением.
Как показывает опыт самых разных композиторов – каждый из них в процессе практики вырабатывает определённую схему действий, которая помогает реализовывать свои идеи быстро и максимально качественно.
Попробую набросать примерный план работы над созданием музыки.
До того как мы начнем что-либо записывать, программировать и т.д., очень важно определиться с некоторыми вещами. Например: какой стилистики придерживаться, для какого состава будет писаться музыка, образный строй, возможно, это будет музыка к фильму – тогда необходимо ознакомиться с сюжетными линиями и пожеланиями режиссера. (Существует множество случаев, когда автор музыки не видел или не читал произведения, на которое пишет музыку. В таком случае необходимо сформировать хотя бы общий образный строй произведения)
Условно существует три подхода используемых при сочинении музыки:
сочинение мелодии
сочинение гармонии
сочинение ритма
При использовании первого алгоритм может быть примерно таким:
1)Определяем какой-тип мелодики нам нужен (песенный, речитативный). Очень важно знать в каком направлении двигаться. Мелодия может посетить Вас, а может Вам придётся ее написать. Но и том и другом случае Вам нужно четко знать какую мелодию Вам необходимо создать.
2. Определяемся с формой мелодии, ее ролью в масштабе произведения (монотематизм, сонатное развитие, симфоническое и т.д.).
Поскольку при таком методе композиции мелодия является главным средством для выражения идеи композитора, то необходимо учитывать ее возможности для развития в рамках формы. От того какой будет мелодия зависит 90 % всей остальной работы. Ритмика, гармонические и синтаксические особенности мелодии должны быть продуманы. После того как тема произведения готова можно сказать, что сделано больше 50% работы.
3. Отбор гармонических средств
На выбор гармонии влияют многие факторы, главные из них – это стилистика мелодии, заложенный внутри нее гармонические связи, заранее предопределенная композитором стилистика. Гармония может дополнять мелодию, а может контрастировать-контрапунктировать ей.
4. Выбор фактуры
Зависит от выбранного состава и его возможностей. Также фактура будет зависеть от стилистики гармонии и образного строя мелодии. Сложные виды фактуры, сочетание полифонии с гомофонией хорошо использовать для выражения сложных, пространных образов. В тоже время несложная мелодия может быть изложена в рамках одной простой фактуры.
5. Работа с формой
На данном этапе необходимо логично выстроить отобранные выше приемы. Различные усложнения, нагнетания, уплотнения фактуры должны дополнять и создавать форму. Можно создать некий эскиз, в котором будут отмечены наиболее важные формообразующие элементы.
6. Аранжировка или инструментовка
Если Вы сочиняете сразу для определённого состава, то на этом этапе дорабатываете спорные моменты и вводите недостающие инструменты, если возникла такая необходимость. Если же Вы сочиняли музыку для клавира или она есть только у Вас в голове, тогда необходимо основательно поработать над созданием аранжировки.
При сочинении гармонии алгоритм будет несколько другой.
1)Создание основной последовательности аккордов.
Здесь важно также учитывать потенциал аккордовой последовательности для дальнейшего развития. Многие последовательности настолько замкнуты внутри себя, что с трудом поддаются развитию и после нескольких повторений надоедают слушателю. Лейтгармония (так называется гармония, заменяющая собой мелодию) должна быть очень образной, яркой и запоминающейся. Не используйте заезженные ходы и кадансы. Послушайте Дебюсси и Скрябина в качестве примера.
2. Мелодия
Здесь можно использовать следующее правило – чем ярче гармония, тем стандартнее мелодия и наоборот. Схематично ваша мелодия может:
а) Более менее соответствовать гармонии (опора на аккордовые звуки, разрешения, арпеджио)
б) Контрастировать (задержания, хроматизм, политональные приемы, полимодальность, остинатность, перегармонизация)
в) Сочетать контраст и подобие Как показывает практика, при наличии яркой гармонии достаточно нескольких интонации для создания образной мелодии.
Следующие шаги повторяются лишь с той разницей, что в качестве формообразующего элемента на первом месте будет лейтгармония.
Если же Вы решили начать с сочинения ритма (или он сам Вас нашел 🙂 ), то возможная последовательность действий такая: 1.Определить: мелодизировать ритм или нет.
2. Если ритм остается в сфере аккомпанемента или ритмических инструментов, то затем ищем необходимую интонацию и работаем с ней.
3. Если ритм мелодизирован, то выстраиваем фактуру и форму исходя из его структуры.
Примеры произведений построеных на ритме: Болеро Равель, Хабанера – Бизе, Take Five Desmond. Обратите внимание, что в композициях такого типа роль интонации играет ритм и изменения в области гармонии и мелодии не существенно влияют на восприятие музыки.
есть полезные вещи, как всегда. но здесь изложен научный подход. а есть еще неумело-вымученный)) например, бывает так, что композиция создается из готовых кусков, которые вообще писались отдельно и в разное время. а потом бах, увидел, что есть куски в одной тональности и соединил. иногда выходит, иногда нет. есть какие-нибудь научные рекомендации по этому поводу? а именно, как из кусочков что-то собирать
Прикольно получилос:” а потом бах”:)Если написать с большой буквы бах смысл веселый получится.
Вообще явление склеивания эскизов это нормально.Просто цельности добиться бывает сложнее и необходимо внимательно работать с формой,чтобы эти куски звучали как продолжения друг друга.А вообще это отличная тема для новой статьи!Так что скоро напишу подробнее
Спасибо за урок! Отдельное спасибо за доступность) Хотелось бы в продолжение серии узнать про основные формы, связки…хочу узнать точнее, какими функциями должны оканчиваться разного рода построения в композиции)
Обязательно в ближайшее время сделаю уроки по музыкальным формам.
Просто садитесь вечером за инструмент и играете.