Фригийский лад относится к группе ладов минорного наклонения, поскольку между 1 и 3 ступенью находится малая терция. В сравнении с натуральным минором во фригийском понижена 2 ступень.
Само название лада происходит от названия минорного тетрахорда начинающегося с малой секунды:
Соединение двух таких тетрахордов и дает нам необходимый лад.
В классической музыки получил распространение, так называемый, фригийский оборот, который не имеет ничего общего с фригийским ладом, а является всего лишь гармонизацией верхнего тетрахорда натурального минора, который является фригийским тетрахордом:
Тоновое строение фригийского лада: П-Т-Т-Т-П-Т-Т
Интересен тот факт, что при утверждении в музыке мажоро-минорной системы (во времена Баха), фригийский лад единственный пережил прочие натуральные лады и оставался третьим по частоте использования. Позже однако и его вытеснила тональная система.
Фригийскому ладу свойственно суровое, мрачное звучание. За счет понижения второй ступени свойственное минору мягко-грустное звучание приобретает холодные оттенки. По всей видимости, по этой причине фригийский лад наиболее распространен в тяжелой музыке.
Классиками, в использовании фригийского лада являются несомненно Metallica. На альбомах периода конца 80-х и до конца 90-х практически в каждой песне можно встретить этот лад.
Вообще, фригийский лада наряду с локрийским является визитной карточкой стиля trash. Хрестоматийный пример использования лада из песни Harvester of Sorrow:
В этом риффе как будто намеренно представлены не только характерные интервалы лада, но и некоторые редко используемые. На анализе такого короткого фрагмента можно убедиться в композиционном мастерстве Hetfield.
Характерные интервалы фригийского лада:
Малая секунда на первой ступени – используется во множестве мелодий, очень часто в музыке фламенко.
Используется также для опевания устоя ( характерная черта натуральных ладов сопоставление, с постоянным возвращением к основному тону, иначе лад теряет определенность)
Тритон между 2 и 5 и между 5 и 2 (первый такт из Metallica). За счет вводного характера 2 ступени этот тритон звучит более мрачно, чем в обычной тональности и также используется везде, где только можно:)
Квинта 2 -6 часто используется в качестве созвучия и реже в качестве мелодической интонации.
Более редкая интонация 2 – 7, которая за счет широты,чаще используется для создания скрытого двухголосия.
Еще один пример использования фригийского лада песня Take No Prisoners группы Megadeth. Обратите внимание на используемые интонации.
Гармония фригийского лада
Основными отличительными аккордами лада будут те, в которых есть 2 ступень. Это трезвучия II, V и VII ступени. Обратите внимание на то, что трезвучие V ступени уменьшенное, что можно использовать в композиции для создания необходимой окраски.
Чаще всего используются соединения II-VII и II – I, поскольку они наиболее четко выявляют особенности фригийского лада.
Использование
В импровизации фригийский лад может быть использован для обыгрывания минорных аккордов при секундовом движении гармонии (либо при наличии явно выраженного фригийского звучания). Также фригийский лад можно использовать при необходимости создать восточно-испанское звучание.
Интересные идеи можно получить, используя пентатоническое звучание внутри фригийского лада. Например, лад от E содержит в себе пентатонику D
Совмещая эти пентатоники можно получить фригийское звучание.
Фригийский лад также распространен в русской музыке (Мусоргский).
Послушать увертюру к рок-опере Jesus Chris Super Star
Metallica 88
Песня Варлаама из оперы Борис Годунов
отличная статья, было бы здорово если бы была инфа о трезвучиях лада и их функциях!
Здорово про trash.В учебниках все народность да средневековость. Душный академизм.
Большое спасибо за интересную статью с доказательными примерами!