• Корзина пуста.

Аккомпанемент

Слово аккомпанемент знакомо не только музыкантам, но и большинству людей далеких от музыки, ведь фразы: аккомпанировать пению, аккомпанемент на гитаре и  прочие являются достаточно популярными и встречаются как в обычной речи, так и, например, в художественной литературе.

Понятие аккомпанемента очень многогранно.

В музыкальной школе есть предмет – аккомпанемент.

Любой гитарист научившийся играть 2-3 аккорда, также создает простейший аккомпанемент. Группа для вокалиста это аккомпанемент и даже целый оркестр может аккомпанировать солисту.

Так что же такое аккомпанемент, и чем он отличается от мелодии или других элементов музыкального языка?

С французского языка слово аккомпанемент переводится как сопровождать.

Так как в современной музыке наиболее популярен гомофонный склад, то можно сказать, что все, что мы слышим это либо мелодия, либо аккомпанемент.

То есть, по сути любая музыкальная ткань может быть названа аккомпанементом, если она не одноголосна и если она сопровождает мелодию. И даже простое щелканье пальцами или притоптывание ногой по полу может рассматриваться, как вариант аккомпанемента!

Однако столько широкое определение аккомпанемента используется редко.

Чаще всего под аккомпанементом подразумевают вариант сопровождения мелодии или голоса одним инструментом, который при этом выполняет, как гармонические ( аккорды + бас), так и ритмические (грув) функции.

Естественно, что для аккомпанемента можно использовать только многоголосные инструменты, такие как фортепиано, гитара или баян, так как создание гармонического сопровождения на одноголосном инструменте невозможно.

В тоже время нужно отметить, что изначально возникновение аккомпанемента связано с простым дублирование в октаву или квинту основной мелодии. Такой вид сопровождения встречался в полифонической музыке XV-XVI веков и может быть назван “дедушкой” современного аккомпанемента.

Гораздо позже сформировал принцип аккомпанемента типа генерал бас, который был основан на том, что исполнителю давали не ноты, а выписанный басовый голос, который служил своеобразным путеводителем и отправной точкой для создания аккомпанемента по желанию музыканта.

Согласитесь это очень напоминает игру современного гитариста или пианиста, которым чаще всего достаточно обозначений аккорда, а то и просто ступеней лада для создания сопровождения.

Это и можно назвать полноценным искусством аккомпанемента.

Несмотря на то, что принципы игры на всех инструментах разные принципы и приемы аккомпанемента, что на гитаре, что на фортепиано очень похожи.

Как правило, в партии аккомпанемента присутствует басовый голос, гармония в виде аккордов или арпеджио + различные дополнительные элементы. По сути, аккомпанемент – это определенный тип музыкальной фактуры, который должен быть ритмичным, гармоничным и не мешающим основному голосу.

Как образуется аккомпанемент и какие принципы лежат в его основе?

Выше мы уже сказали, что для аккомпанемента характерна ритмичность. Поэтому простейшая игра аккордов четвертями уже является аккомпанементом:

аккомпанемент

такую партию можно исполнить на любом многоголосном инструменте.

Для придания характера или стилистики аккомпанементу используются акценты и синкопы. Например, известная фигура 332:

2016-07-30_23-20-33

Синкопа:

2016-07-30_23-21-11

В данном случае мы работает только с ритмом. Конечно звуковой состав аккорда может быть любым, это не влияет на звучание ритма.

Такой вид аккомпанемента называется Simple Block и является первой ступенью в освоении искусства аккомпанемента.

Несмотря на то, что многие фигуры аккомпанемента звучат сложно, на деле они представляют собой комбинации простых элементов, таких как:

Ритмические фигуры (синкопы, устойчивые паттерны)

Фактурный контраст (например, бас + аккорд)

Фигурации (гармонические и мелодические)

Педали (выдержанные звуки)

Прочие приемы ( конрапункты, опевания, задержания и т.д.)

Нужно понимать, что чаще всего аккомпанемент не содержит каких либо ярких элементов, а состоит из базы и является паттерном, который можно легко изменять под любую гармонию. Это соответствует основной задаче аккомпанемента – не мешать солисту и дополнять, раскрывать его партию.

Особо следует упомянуть о стилистическом аккомпанементе.

Многие стили музыки основаны на использовании устойчивых ритмических фигур. Например, танго, рубма, самба, рок-н-ролл и т.д. Чаще всего в аккомпанементе имитируется звучание ритм-секции характерной для какого-либо стиля.

Например, известный бэк-бит грув в переложении на фортепиано может звучать так:

2016-07-30_23-29-39

Поэтому музыканту, который решил освоить аккомпанемент важно изучать не только приемы его создания, но и наиболее популярные грувы бас-гитары и ударных и пробовать имитировать их звучание на гитаре или фортепиано.

Этот вопросы, которые касаются техническо-музыкальных тонкостей создания аккомпанемента. Но кроме создания аккомпанемента важно также учитывать психологический аспект данной деятельности.

Аккомпаниатор – это не всегда музыкант понимающий структуру или приемы аккомпанемента. Но обязательно умеющий чувствовать солиста, подстраиваться под него, умеющий играть удобно и максимально эффективно.

Любой певец знает, как хорошо петь под гибкий и умелый аккомпанемент и какого это потеряться среди композиции, только потому, что аккомпаниатор играет сам по себе.

В задачи данной статьи не входит рассмотрение вопроса взаимодействия солиста и аккомпаниатора, поэтому я упомянул об этом только для уточнения.

Если вы хотите больше узнать про аккомпанемент и освоить все основные виды сопровождения на любом инструменте, то обратите внимание на курс по аккомпанементу

31.01.2022

1 комментарий (-ев) к статье "Аккомпанемент"

  1. СпасиБо

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture