• Корзина пуста.

Что такое аранжировка. Часть 2.

В прошлой статье мы поговорили с вами про этапы создания любого трека, в контексте деятельности аранжировщика и я попросил вас ответить на вопросы, относительно того, что является аранжировкой, а что не относится непосредственно к деятельности аранжировщика.
Несмотря на то, что очень часто современные музыкант это композитор, аранжировщик и звукорежиссер/микшер/саунд-продюсер в одном лице, очень важно понимать специфику каждого вида деятельности и по возможности не смешивать их в рамках одного процесса.
Например, если вы начали сводить трек, то не нужно изменять партитуру, тембры инструментов и т.д. Все это должно быть решено на этапе аранжировки. Аналогично, глупо начинать сведение в процессе аранжировки, так как это замедляет работу и вы распыляете внимание.
Так как мы говорим про аранжировку, то давайте обозначим какие задачи решает аранжировщик:

1) Выбор состава инструментов
2) Выбор стиля для аранжировки
3) Создание законченной формы
4) Сочинение связующих частей, вступлений, концовок
5) Написание партий для всех инструментов и голосов (в том числе бэк-вокалов).
6) Продумывание художественных эффектов, которые являются частью аранжировки
7) Сочинение контрапунктов, риффов, мелодий, которых изначально не было в песне

Это основные технические задачи.
Давайте очень сильно упростим и обозначим процесс аранжировки следующим образом:

1) Есть некая песня, которую можно спеть под аккорды
2) Есть состав инструментов/музыкантов, для которых мы делаем аранжировку
3) Нам нужно сочинить партии для каждого инструмента, которые работают как одно целое и развиваются как горизонтально, так и вертикально

В глобальном же смысле, цель аранжировки помочь рассказать историю песни и раскрыть образ максимально рельефно, ярко. Аранжировка должна создавать нужное настроение, а также дополнять песню, средствами аранжировки, усиливая нужные эмоции.
Например, если спеть песни группы Металлика под акустическую гитару, то некоторые из них будут звучать вполне себе попсово. Однако, именно уникальный подход Metallica к аранжировке создает атмосферу песни, которая намертво связана с аранжировкой.
Это особый тип аранжировки-композиции, который не дополняет уже сочиненную песню, а существует как часть сонграйтинга (об этом как-нибудь в других статьях).
Пример дополняющей аранжировки мы можем слышать во многих песнях группы Beatles или в поп-песнях. Хороший пример это аранжировки песен, например, Avril Lavigne.
Её песни это чистая поп-музыка с понятной и прозрачной тематикой и сферой образов. Однако, в аранжировке мы можем услышать элементы рока и панка. Влияют ли они на звучание песен в целом?
Да, но они скорее подчеркивают то, что уже итак было в песне. В данном случае аранжировку можно очень легко отделить от песни и послушать где работа певицы (сонграйтинг), а где работа аранжировщика.
Такие песни гораздо проще переаранжировать в любом стиле, без потери изначального посыла песни.

Таким образом, аранжировщик уже изначально имеет заданные условия, которые очень сложно изменить. Если ему дают песню с полуготовой аранжировкой или с готовыми риффами, то вряд ли имеет смысл переписывать стилистику и все партии, так как автор песни уже знает как она должна звучать.

В другом случае песня может представлять собой мелодию вообще без гармонии и формы. В этом случае аранжировщик делает всё, что хочет и фактически является уже соавтором песни (если придумывает гармонию).

3 частный случай это создание аранжировки без песни.
Нерекомендуемый мной метод, который тем не менее используют многие современный продюсеры.
Для таких аранжировок есть название – бит.
Такой бит может иметь законченную понятную форму и представляет собой незаконченную или фоновую инструментальную композицию. Затем её дают вокалисту и он придумывает мелодию.
В этом случае мы говорим о технической аранжировке на произвольную гармонию или рифф, так как изначально у аранжировщика-композитора нет никакой заданной формы, ни гармонии, ни мелодии. Казалось бы подлинная свобода, но именно отсутствие рамок в композиции или аранжировке это лучший способ сделать плохо.
Но об этом поговорим с вами в следующий раз

Хочу в конце статьи попросить вас написать, какие проблемы с аранжировкой актуальны конкретно для вас?
На следующей недели начнется практикум по аранжировке для закрытого сообщества, который я уже анонсировал раньше и при его планировании я также учту ваши пожелания, вопросы и проблемы

13.04.2022

1 комментарий (-ев) к статье "Что такое аранжировка. Часть 2."

  1. Как выбрать инструменты и написать партии в разных тембраах,, чтобы они не заглушали друг друга в конечном варианте песни. Особенно касается распределения темьров в струнных и прочих оркестровых

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture