• Корзина пуста.

[Полезно знать] Гекстатоника

Современному музыканту не достаточно владеть только базовыми ладами типа мажора и минора, поскольку в различных стилях используется огромное многообразие ладов.

Освоение различных систем организации звуков существенно расширяет кругозор музыканта и позволяет ему говорит на более продвинутом музыкальном языке.

Одна из классификаций современных ладов подразумевает разделение их по числу нот, которые входят в состав определённого звукоряда.

Всем известны 7-ступенные лады – такие как мажор, минор, дорийский лад и т.д

А также 5 ступенные лады – например пентатоника, лад хирайоши, условная пентатоника и т.д

Менее известа группа 6 ступенных и 8 ступенных ладов – соответственно гекса- и октат –тоники.

В этой статье я расскажу о наиболее популярных гексатониках, которые используются современными музыкантами.

В первую очередь к гексатоникам нам следует отнести блюзовые пентатоники поскольку несмотря на свое название они все таки состоят из 6 звуков.

Дальнейшее развитие пентатонического мышления привело к появлению новых модификаций пенатоники.

Это пентатоники с добавлеными ступенями о которых мы и поговорим.

К любой пентатонике можно добавить следующие ступени для получения нового, характерного звучания. Это 2,2b,6,6# ступени.

Как правило музыканты используют для этого используют 5 вид пентатоники, который в классической теории известен также как минорная.

При добавлении натуральных ступеней мы получаем пентатонику со свойствами минорной гаммы,  а при добавлении хроматических ступеней окраску соответсвующего лада.

Давайте разберёмсяс каждой из них.

Первая пентатоника с добавленной второй ступенью. Как правило, вторую ступень вводят для придания лиричности и более минорного звучания в нейтральную пентатонику.

Естественно, что здесь важно соотношение полученного лада и его применение в гармонической ситуации. При добавлении 2 ступени мы по сути остаемся в рамках минорного лада, по этой причине пентатоника Add2 применима ко всем аккордам тональности Am. Однако требует более вдумчивого использования поскольку вторая ступень чаще всего требует разрешения, так как неприготовленные, необдуманные задержания всегда выдают отсутствие понимания того, как использовать звуковой состав лада.

Обратите внимание, что при наложении на Dm аккорд данная гексатоника будет давать дорийское звучание. Дополнительно к этому не забывайте, что гексатоники также можно обращать, как и любой другой лад.

Сыграйте этот лад от второй ступени и получите интересный лад с фригийской секундой, которым можно обыграть аккорд Bm7 или Bm7b5 ( + можно поэкспериментировать с аккордов D7/6 или D13). Как видите эти аккорды мы не могли обыграть с помощью обычной пентатоники.

Следующая гексатоника 5-татоника add #6.

Один из самых популярных ладов. Имеет дорийское звучание, но без минорной окраски, которую добавляет 2 ступень.

Этим ладом можно обыграть аккорды Am6, Bm7(фригийское звучание),Cmaj7 (лидийское звучание), D7, F#m7b5.

Обращение этого лада от ноты F# будет иметь мрачное фригийское звучание и подойдет для аккорда F# в контексте тональности Bm.

Добавив обычную 6 ступень получаем еще один вид гексатоники 5-татоника add6

Она также имеет более лиричное и минорное звучание, но в виду отсутствия 2 ступени может использоваться бля обыгрывания новых аккордов.

Так в частности если взять пентатонику Am add6, то мы увидим, что она очень хорошо вписывается в тональность Dm, так как тональности Am и Dm отличаются, как раз одной нотой. Поэтому по сути аккорды Dm – такие как Em7b5, Gm7, Bbmaj, C7 можно обыгрывать этой гексатоникой, получая полимодальное звучание.

Обращение этой пентатоники от 4 ступени дает нам гексатонику Dm add2.

И последняя гексатоника это 5-тоника add b2.

Она имеет фригийское звучание и также подходит для обыгрывания аккордов Dm в которых есть нота Bb. Как правило, эта гексатоника используется именно для подчеркивания Bb, как аккордовой ноты.

Также обращения этой гексатоники ( от b2 и 7 ступеней) подходят для создания дорийского звучания на фоне аккорда Gm7 и соответсвенно лидийского на фоне Bb.

Экспериментируйте с этим гекстатониками и используйте в своем творчестве.

В следующий раз я расскажу о более редких видах гексатоник.

Также не забывайте, что к гексатоникам относятся целотоновый лад и увеличеный лад.

19.03.2020

20 комментарий (-ев) к статье "[Полезно знать] Гекстатоника"

  1. Очень интересный материал.Кстати мне не понятно сколько устойчивых ступеней,и как направленны тяготения?

  2. А в каких песнях и в каком стиле используются?

    • В джазе, роке, блюзе, фанке. Конкретных песен не назову, но в импровизациях многих музыкантов можно встретить например blackmore, eric johnson. В музыке фьюжн. Найду примеры дополню статью

  3. А в поп музыке и электронной не подойдут?

  4. вот это уже поинтереснее материал. Большое спасибо, Денис, за информацию.

  5. Узнала новое. Спасибо)

  6. Спасибо за небольшую, но вместе с тем понятную и интересную статью.

  7. Я профессиональный музыкант, но термины
    “лад хирайоши”, “условная пентатоника” встречаю впервые. Поясните. Кстати есть лады для уменьшенных и малых вводных септаккордов – это так к слову. Что такое обращение лада? Обращение интервала это есть, а лада? Никаких таких гексатоник и прочая в принципе нет. Не надо усложнять применение ладовых и хроматических ступеней для обыгрывания гармоний, которые можно приплюсовывать к пентатонике.

    • Нет никаких гекстатоник:) И пентатоника эта тоже гамма без 2х ступеней – зачем усложнять?) Вы что заканчивали простите? Как можно не знать гексатоники? Откройте любой нормальный учебник по ладам. Любой импровизатор знает о гексатониках. У Арановскогов в работе по изучению ладов Прокофьева целый раздел посвящен изучению гексатоник. Обращение лада – это выстаивание звуков от всех ступеней лада и получение новых ладов. Например, если построить от 4 ступени мелодического минора лад, то получим лидийско-миксолидийский лад и т.д. Есть лады для уменьшенного аккорда – это уменьшенные лады. А полууменьшенный обыгрывается фригийским ладом чаще всего, а также минором с пониженной 5.

  8. Не надо усложнять применение ладовых и хроматических ступеней для обыгрывания гармоний, которые можно приплюсовывать к пентатонике… Усложнять, упрощать? Денис – профессор:))) Лентяям можно его терминалогию пропустить мимо ушей. А музыкальные примеры и прилагаемые гармонии осваивать и использовать в своём творчестве. Практически результат один, всё зависит от отношения музыканта к своему творчеству. Безграмотные негры создали высокопрофессиональный джаз. Берите с них пример:))) Удачи! Спасибо, Денис!!!
    Оставить комментарий

    • Безграмотные негры создали очень примитивный и простой джаз.А то сложное многообразие джазовых направлений, которое есть сегодня базируется на глубокой теоретической базе. Попробуйте без знания теории Колтрейна поиграть

  9. Для начала Денису надо почитать пособия по элементарной теории музыки и обратить внимание на определение лада. Следует заметить, что мышление ладами удобно для клавишников, Для гитариста это создаст проблемы при освоении грифа. Если наработана практическая игра основных ладов – мажора и минора, а также их разновидностей, то остальные лады играются почти автоматически. На сем я прекращаю разговор, поскольку не вижу смысла в публичной дискуссии по данным вопросам.

    • Итак, определение лада – любая логически дифференцированная система звукоотношений. Или – системность высотных связей, объединённых центральным звуком или созвучием, а также воплощающая эту системность конкретная звуковая система

  10. Денис, мой смайлик не отрицает моего уважения к Вам, вашей эрудиции и знаниям. В ваших курсах усматривается разделение подходов к курсу между любителями музыки и профессиональными знатоками. Пусть всё так и остаётся. Одни копают глубоко. Другим достаточно пользоваться вашими советами, чужими творческими находками, искать себя. Играть Колтрейна можно, просто (слепо, в наглую;))) обыгрывая его звукоряды, заботясь лишь о фразировке, что и покажет уровень каждого музыканта. Всесто запоминания названий ладов, к каждой минусовке или фрагментам композиций написать пять-десять нот и вперёд:))) Десятки, сотни, тысячи консерваторцев этого не смогут сделвть хорошо:((( А без ДМШ иной любитель по-своему будет благоприятно воспринят своим окружением.

    • Мне нравится Ваш стиль и подход к дискусии:) Многие мысли Ваши очень хороши и достаточно объективны. Думаю здесь уже зависит от степени таланта и подготовленности. Порой и теоретически подготовеленные музыканты играют слепо:) Ну там я думаю подсознание работает

  11. все это интересно, надо начинать изучать лады)). Я бы хотел что бы вы,Денис,пояснили как нибудь проще что означает- “Этим ладом можно обыграть аккорды Am6, Bm7(фригийское звучание),Cmaj7 (лидийское звучание), D7, F#m7b5?” И что вообще значит обыграть аккорд?

  12. Денис, а не покапаться Вам в обратном направлении? Идея бесплатна:)))))))))))) Вместо изучения ладов, поищите сам метод обыгрывания аккордов. Вы же хотели простоты? Когда ваша новая теория музыки вознесёт Вас на Олимп, можете брость мне косточку, какие-то пару сот мильонов евро. С вас не убудет и мне на внучков. Аж четыре:)))

  13. Подскажите пожалуйста – где найти профессиональную методику начиная с самых азов (элементарной теории музыки. и т.д. по ступенькам)

  14. Здравствуйте, Денис! Спасибо за интересную статью.
    Хотела узнать, намеренно ли вы не включили в статью о блюзовых пентатониках минорную пентатонику с повышенной 4 ступенью? Напр. ля до ре ре# ми соль ля.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture