Тема, которая вызывает сложности не только у новичков и музыкантов изучающих сольфеджио, но также у достаточно опытных музыкантов это устойчивость и неустойчивость ступеней в музыке.
Что это такое и вообще для чего это нужно?
Современная музыка в большинстве своем опирается на музыкальную систему созданную во времена классической музыки.
Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками – есть популярные языки, есть редки.
Тональная система, которая является основной и современной теории и гармонии – это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для создания музыки практически в любом стиле.
Именно тональная система строиться на понятии устойчивости и неустойчивости. При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада.
Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность – все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада. Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т. д.
Теперь проделайте следующий опыт.
Сыграйте гамму до мажор.
Теперь сыграйте аккорд до мажор, но добавьте к нему еще одну любую ноту из лада.
Количество вариантов здесь небольшое.
Это могут быть ноты ре, фа, ля, си или II,IV,VI,VII ступени.
Послушайте, как звучит аккорд с этими ступенями.
Каждая ступень не входящая в аккорд стремится к движению в одну из ступеней трезвучия и это закономерно, так как объясняется физическими законами.
Если Вам интересно докопаться до самой сути этого явления, то изучите тему обертонов и вы поймете, как связаны звуки трезвучия между собой и как не связаны остальные ступени с ними.
Итак, звуки которые не сочетаются с трезвучием – это неустойчивые ступени лада.
Мы не можем остановиться на них, так как они сами по себе стремятся к дальнейшему движению в устойчивые звуки, то есть звуки тонического трезвучия или I, III и V ступени.
Существуют и другие системы организации звуков в которых устойчивой будет только I ступени, а остальные будут неустойчивые. Также есть системы в которых все звуки устойчивы или наоборот неустойчивы.
Но основа для изучения звуковых системы это тональность – так как она проста и понятна.
Есть устойчивые звуки можете представить их как радостные, светлые.
Есть неустойчивые – они либо слегка печальные либо совсем мрачные ( как например 7 ступень).
Первый этап развития слуха это умение слышать устойчивые ступени, а затем петь их.
В действительности в современном мире, если вы слушаете музыку с детства, то у вас уже сформированы первичные навыки узнавания устойчивых неустойчивых звуков, поэтому все что нужно это понять как они звучат и запомнить их.
Именно поэтому в сольфеджио этот этап самый простой.
Другое дело если вы захотите заняться сочинением музыки или песен.
Здесь освоение устойчивости и неустойчивости ступеней можем занять гораздо большее количество времени, так как есть очень много деталей и тонкостей.
Но о них мы сегодня не будем говорить.
Посмотрим на базовую схему тяготений в мажорном ладу:
Устойчивые звуки обозначенные половинными, неустойчивые четвертями.
В миноре схема выглядит также, за исключением 6 ступени она тяготеет только в 5 ступень:
Умение слышать качество ступеней это бесценный навык, который позволяет подбирать мелодии, гармонию на слух, писать диктанты, чисто петь и в целом воспринимать музыку, как музыкант.
Давайте подведем итог:
Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.
Неустойчивость же означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.
Наш слух привыкает к понятию устойчивости и неустойчивости с детства, так как большая часть музыки построена на этом принципе.
Все, что нужно для музыкального понимания этих звуков – это научиться петь и слышать эти звуки.
Если вы не знаете с чего начать, то для вас курс Развитие слуха – Ладотональный слух, которые даст вам все необходимые навыки.
Развитие слуха 103: Ладотональный слух
Пакет Стандарт – Курс и бонусы Пакет VIP также включает в себя курс Интервалы и Гармоническое Ухо
Здравствуйте. Посмотрел, что такое мажорный лад. На 1-й картинке нарисовано 10 нот, допустим это до мажор, в котором проглядывается тетрахорд в нотах №2-7. При этом ноты №4 и №7 повторяют предыдущие, но если на это не обращать внимание, то 1-й тетрахорд получается. А второй тетрахорд не получается потому, что должно быть 3 тона, а здесь 3,5: в нотах 7-8 (фа соль) – тон, 8-9 (соль ля) – тон, 9-10 (ля до) – 1,5 тона, а должно быть ля си, чтобы был 3-й тон. Почему это называется мажорным ладом? Или 6 ступеней тоже считать ладом, сколько тогда минимум ступеней вообще лад?
Очень сложно понять суть вашего вопроса, на 1 картинке показана схема тяготений в обычном мажорном ладу CDEFGABC – откуда вы там 10 нот нашли не понятно,
Потом вы похоже путаете понятия лад и тональность.
Лад можно образовать с помощью минимального количества нот, то есть 2 ноты будет достаточно для создания простой ладовой ячейки.
Вы написали про картинку, которая в видео, наверное. А я про картинку, которая в тексте:
BCD DEF FGA С(пауза)
Вроде понятно, первые 2 ноты “си, до” можно считать ладовой ячейкой лада “до мажор”. Со второй по 9-ю идёт гамма “до мажор”, включающая пару повторяющийся подряд нот, что тоже лад. А чтобы понять образуют ли 9-я, 10 ноты “ля”, “до” какую-нибудь мажорную ячейку – надо считать формулы или начинать разбираться со страшным кварто-квинтовым кругом.
Роман
да, я тоже подумал, что в верхней картинке (мажор) надо дорисовать ноту, должно быть:
BCD DEF FGA BС(пауза)
Спасибо!