Дорийский лад

Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор — одна из популярнейших гамм,которая повсеместо используется в самых разных стилях.Однако чаще всего ее звучание ассоциируется с джазом и фанком.В джазе дорийский лад настолько распространен,что считается основным,а натуральный минор рассматривается,как исключение.

Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы,если играть ее от II ступени.Однако поскольку я уже упоминал о недопустимости трактовать лад,как производное от гаммы,то прежде всего нужно запомнить его «математическое» строение.Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т.Запишем от ноты A:

Как видите по сравнению с натуральным минором в дорийском 6 ступень повышена.Эта ступень вносит мажорное,светлое звучание.

Послушайте пример звучания:
[audio:http://study-music.ru/audio/1.mp3]
Как и любой другой натуральный лад дорийский имеет свои характерные интервалы,аккорды и каденции,которые позволяют наиболее полно и четко его обозначить.
Обычно есть несколько контекстов использования этого лада в музыке.

В блюзе очень часто используется дорийский-блюзовый лад смесь блюзовой пентатоники и дорийского минора.

Более подробно его я рассматривал здесь.
В фанке очень часто употребляется ход типа:

Обратите внимание,что для обозначения лада необходимо всего две ступени( если учесть,что в басу будет основной тон аккорда) — это мажорная 6 и минорная третья.Обе они присутствует в этом ходе.

Наиболее характерным является интервал сексты на первой ступени лада,который получил название дорийская секста

Послушайте фанковый грув с использованием характерных ходов дорийского лада.
[audio: http://study-music.ru/audio/2.mp3]

Очень часто дорийское звучание может появлятся случайным образом,например,как проникновение мажорных элементов в минорную гамму.Хотя звучание будет идентичным,но принципы использования совсем разные.

Отличие,как всегда в природе модальных ладов — которые являются самодостаточными.

Использование дорийского лада в импровизации:

Как уже упоминалось в джазе дорийский лад используется для обыгрывания аккордов минорного наклонения(m7,m9 и т.д.).Кроме того дорийский лад можно использовать для обыгрывания альтерированных септаккордов содержащих в себе какое-либо минорное трезвучие:

В приведенном выше пример аккорд E7#5b9 при энгармонической замене g# на Ab дает нам аккорд F минор,следовательно самый простой способ — это обыгрывать альтерированные септаккорды дорийским минором отстоящим от основного на полтона.Это известная формула обыгрывания аккордов.

Также дорийский лад очень часто употребляется в модальных импровизациях не зависимо от используемых аккордов.Как правило в таком случае особое внимание уделяется именно дорийским опеваниям и характерным интервалам.

Гармония

Гармонизация трезвучиями дает нам 3 новых аккорда,минор на 2 ступени,мажорную субдоминанту и уменьшенное трезвучие на 6(или полууменьшенный септаккорд).Также в качестве тоники очень часто выступает минорный аккорд с секстой.

Как видите самым ярким здесь является аккорд мажорной субдоминанты,появление которого,как правило вводит дорийский лад.

Использование в композиции.

Как уже упоминалось данный лад является очень популярным и может быть использован во множестве ситуаций.

Особенно хорошо звучит он в контекте смешанных образов,в которых сочетается минорная окраска с радостными чувствами.В соответсвующем контексте дорийский лад можно использовать для создания этнического,народного звучания, которое характерно для музыки кельтских народов.

Что послушать:

Miles Davis — So What

Gershwin — Summertime( дорийская гармония)

SRV — i wanna  testify( импровизация)

»crosslinked«

3 thoughts on “Дорийский лад

  1. В статье вроде написано
    Miles Davis — So What
    SRV — i wanna testify( импровизация)
    Scuttle Buttin SRV
    На самом деле дорийский лад настолько популярен,что практически в любой джазовой импровизации после 50х годов его можно услышать в том или ином ивиде
    Еще кстати Oye Como ya Santana тоже в дорийском

Добавить комментарий