Мелодические сопровождающие голоса

Как я уже писал – создание музыки и работа над аранжировкой невозможно без понимания фактурных функции голосов. Если Вы хотите улучшить звучание аранжировок, оркестровок и т.п., то данная информация будет Вам полезна.

Итак, продолжаем тему, начатую в статье про фактурные функции голосов.  В прошлой статье я подробно разобрал функции главного мелодического голоса – главного компонента практически любой музыки. И хотя утверждение  о том, что мелодия это душа музыки, несомненно, справедливо, однако, как это не странно звучит, наибольшую роль в фактуре произведения играют сопровождающие голоса. Во-первых, потому что с помощью работы с сопровождающими голосами можно существенно влияет на звучание произведения, а во-вторых по причине огромного разнообразия их функций. По большей части уникальность композиторского стиля проявляется в работе именно с сопровождающими голосами.

Сопровождающие голоса – это обширная сфера голосов музыкальной ткани, которые объединены лишь одним признаком – подчиненностью главному голосу. Внутри сопровождающих голосов можно выделить 3 вида – это мелодические голоса, гармонические и мелодико-гармонические сопровождающие голоса. При этом внутри каждой группы образуются свои разновидности, которые при этом могут быть достаточно контрастными относительно друг друга.

Рассмотрим каждую из этих группы и их разновидности с точки зрения функциональности:

Мелодические сопровождающие голоса

Как понятно из определения – это голоса мелодические по своей природе, как правило, включающие поступенное движение – это может быть кантиленная мелодия либо мелодическая фигурация (одноголосная или многоголосная).Естественно, что использование мелодических голосов в качестве сопровождающих требует использования полифонических техник. Отсюда и названия данного вида голосов.

Выделяют следующие функции мелодических сопровождающих голосов:

1)      Контрапунктирующий голос

Мелодия разной степени развитости, которая контрастна по отношению к главному голосу. Как правило, при данном сочетании голосов используются полифонические приемы сочетания контрастных тем. Разновидность контрапунктирующего голоса – подголосок, который является промежуточным звеном между контрапунктом и удвоением главного мелодического голоса. Подголосок обладает меньшей рельефностью.

2)      Противодвижение

Мелодия, создающая зеркальное отражение одновременно звучащего основного голоса или контрапункта. Используя данный прием можно выявлять разноплановость музыкальной ткани.

3)      Удвоение

или по-другому дублировки. Воспроизведение мелодической линии на иной высоте, образующее многоголосную ткань различного интервального состава. Удвоение может быть как в главном голосе, так и в противосложении и контрапункте. Основная функция дублировок – уплотнение музыкальной ткани.

4)      Педальный тон

Разновидность педали в виде одноголосья по причине мелодической элементарности имеет переходную функцию от мелодических голосов к гармоническим. Ладовая функция педального тона очень сильно зависит от его положения. Наиболее ярко она проявляется в басу и верхнем голосе. В среднем же голосе его функция  нейтральна.

 

Мелодически сопровождающие голоса являются важнейшим приемом обработки фактуры, так как склеивают полифоническое и гетерофонное изложение, что позволяет добиваться необходимого разнообразия и красочности фактуры.

 

В следующей части поговорим о гармонических сопровождающих голосах и их функциях.

»crosslinked«

11 thoughts on “Мелодические сопровождающие голоса

  1. Несомненно, знания нужны. Но сколько не учись, если в голове не звучит музыка, ничего не поможет. К примеру известные композиторы и певцы Юрий Антонов, Олег Газманов и др. В свое время написали свои замечательные хиты и все. Больше не могут. Тот же Константин Меладзе разогнал свою Виагру из за того, что, невозможно постоянно писать все новые и новые песни. Газманов 23 февраля в концерте по телику такую бурду пел. Иногда за счет припева вытаскивают песню, а тут и припев не помог. Это не гармония,(хотя я в ней сам толком не понимаю, но слышу) набор плавающих, вверх, вниз, нот. Вы как то про это писали сами, что происходит невольное копирование из всего, что слышалось ранее, что то собирательное.
    Вот и сам сегодня пропыхтел и ничего не получилось. Не получилось красивой мелодии, Все по Кабзоновским нотам, не более того, потому как песня такая:
    Вечные они
    1. Может память сегодня не та
    И уходят солдаты войны
    Закаленные ветром атак
    Как легенды для нашей страны

    Кто-то мудрый придумал навек
    Полководцам отлить пьедестал
    Неизвестным героям войны
    Обелиски зажечь срок настал
    Припев: Пусть горят в России, вечные они
    В ярких звездах язычки огня
    К ним ложатся вновь из рук цветы
    У невест склоняется фота

    2. Вновь привольною стала земля
    Где от взрывов стонала тогда
    Все шумит она сочной травой
    И так будет, я знаю всегда
    Сколько дней, сколько минуло лет Лишь доносят то фильмы порой Но везде огнедышащий свет
    В память павшим не меркнет святой

    3. Застывает на лицах печаль
    Только птицы лишь в небе вольны
    Здесь под толщею каменных плит
    Похоронено эхо войны

    Важно чтоб не забыли вчера
    Да сегодня не видеть цепей
    Пусть проходят сюда иногда
    Поколение наших детей

  2. Может быть проблема в том, что ни Антонов, ни Газманов не учатся нигде и не совершенствуются, как композиторы? Ведь если даже неизвестные авторы считают, что учиться не нужно, то такие мэтры и подавно думают, что уже все знают.Например, Агутин ничуть не хуже песни пишет и сегодня, я думаю потому, что постоянно учится. В творчестве всегда только две линии либо вперед либо назад.Нельзя на месте топтаться. Тот же Берлин до смерти писал хитовые песни. Так что вопрос спорный.

  3. Про Антонова не согласен. Тот кто преподает сам (а Антонов долго преподавал), тот учится :
    Антонов по этому поводу как-то сказал (за точность цитаты не ручаюсь): «Композитор за всю творческую деятельность пишет две-три песни сердцем, а остальное, пардон, жопой…» Может быть затруднения исходят из такой вот творческой установки?

  4. слова мне понравились, только подработать надо , и слово Фата пишется через»А»
    спасибо, что освежили эти знания, но излагаете материал сухо. без примеров. трудно ухватить суть…

  5. Ребяты, что касается слов,то скачите галопом прямиком на http://www.arthooligan.ucoz.ru. Это мои «шедевры». При этом не обращайте внимания на ноты, иначе они собьют вас с толку.
    А что касаемо пьедестала, то, как мне кажется, его выкладывают из камня, кирпича, в конце концов, вырубают монолит, а затем уж устанавливают под отлитую из бронзы композицию. Да и горящих обелисков мне чавой-то встречать не случалось,а, всё больше, огонь горел, да и поныне благополучнейшим образом горит на нём, на энтом самом пьедестале или, в конце концов,рядом с ним. И вообще, причём здесь Кобзон? Али я по древности своей где-то чего-то не просёк?
    А тебе, Сергей, всяческих успехов в личной жизни. И попытайся найти доперестроечные слова песен и проанализируй их, сравни со своими. В те времена существовали худсоветы,которые, как бы их нынче не поносили, всё-таки лажи не пропускали.
    Ну,а Денису — большущее спасибо! Для пенсионеров — это прекрасная «халява» — самое то. Согласен с Татьяной и Артуром: примерчики здесь явно оказались бы нелишними.

  6. От пенсионера Денису спасибо за «халяву».
    Чтобы избежать однообразия в песнях (моя область)я не пишу сам слова. Подбираю свою тематику в сборниках, журналах, газетах. Помогает.

Добавить комментарий