• Корзина пуста.

Фактурные функции голосов Часть 1

В прошлой статье я рассказывал об орнаментальном изложении фактуры. Это один из популярных вариантов фактуры, который используется для аранжировки и создания музыки в разных стилях.

Для дальнейшего совершенствования навыков работы с фактурой хотелось бы коснуться такого вопроса, как функции голосов в музыкальной ткани.
Каждый голос в фактуре произведения (особенно при наличии большого количества голосов) играет свою роль в соответствии, с которой композитор подбирает необходимые выразительные средства. Один голос может отвечать за ритмическую составляющую, другой склеивать несколько голосов между собой. Разного рода полифонические подголоски, голоса расслоившейся гармонии, мелодия и ее производные. Запутаться в этом достаточно легко. В результате можем получить несбалансированное звучание. Поэтому первое с чего можно начать это определиться – какой голос, какую функцию выполняет в каждом конкретном случае.

Характерно, что вопрос функций голосов фактуры является довольно узким, в тоже время большинство музыкантов использует терминологию, которая непосредственно указывает на конкретные функции голосов. Например, мелодия, аккомпанемент, контрапункт, подголосок, басовый голос, противодвижение, педаль, органный пункт, реальные и дублирующие голоса эти понятия, как раз и являются самым простым способом описать функции голосов фактуры.

При прослушивании любой музыки мы всегда можем четко выделить основные линии и второстепенные, отсюда простейшей классификацией будет разделение голосов на главные и второстепенные.
Таким образом первая функция которую можно выделить – это функция ведущего голоса.
Главный мелодический голос

Чаще всего явно выраженная мелодическая линия кантиленного, песенного характера. Однако также распространены мелодии созданные из гармонии путем разного рода опеваний, мелодические фигурации, речитативы, остинатные мотивы. Также типы мелодики могут сменятся, обеспечивая необходимое разнообразие и вариантность фактуры. Наиболее типично изложение данной функции в верхнем голосе, что обусловлено простотой восприятия со стороны слушателя. Реже встречается в среднем или нижнем голосах так как требует соответствующего обрамление для преодоления инерции слушательского восприятия верхнего голоса, как главного.

Два характерных варианта при выражении функции главного голоса:

1)Рассредоточение функции и рассредоточении ее между несколькими голосами

Это прием основан на таком использовании мелодических линий, при котором ни одна из них не может быть названа главной. При таком виде изложения каждая мелодия дополняет другую и только вместе они воспринимаются как единое целое – мелодическая константа. Типично для фортепианной фактуры полифонического типа. Естественно, что чаще всего этот прием основан на полифонической фактуре и голоса расположены примерно в одной тессисуре. Однако рассредоточение функции вполне можно использовать, к примеру, между басом и сопрано.

Пример рассредоточения функций

2) Обрамление музыкальной ткани главным мелодическим голосом и его октавным удвоением.

При таком изложении гармония в средних голосах имеет всегда неоднозначное звучание,так как аккорды можно трактовать по-разному. Явно выражены бывают только функции аккордов.

Пример

Более сложное использование – обрамление + дублирование средних голосов

Еще одна разновидность это многоголосная мелодия

Обрамление музыкальной ткани является характерным фактурным приемом для академической музыки XIX-XX. Также встречается в позднем джазе и музыке fusion.

В следующей части статьи мы рассмотрим сопровождающие голоса и их функции в музыкальной фактуре.

25.03.2020

1 комментарий (-ев) к статье "Фактурные функции голосов Часть 1"

  1. Все ясно и понятно. Спасибо. С интересом и пользой читаю Ваши статьи.
    Где-то видел коментарий, что лучше видео. Для меня наоборот лучше текст. Читая текст, останавливаешься, обдумываешь, пробуешь, представляешь.

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture