Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор – одна из популярнейших гамм, которая повсеместно используется в самых разных стилях. Однако чаще всего ее звучание ассоциируется с джазом и фанком. В джазе дорийский лад настолько распространен, что считается основным, а натуральный минор рассматривается, как исключение.
Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы, если играть ее от II ступени. Поскольку я уже упоминал о недопустимости трактовать лад, как производное от гаммы, то прежде всего нужно запомнить его “математическое” строение. Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т. Запишем от ноты A:
Как видите по сравнению с натуральным минором в дорийском 6 ступень повышена. Эта ступень вносит мажорное, светлое звучание. Также несложно заметить, что дорийский лад состоит из двух одинаковых тетрахордов вида T-П-Т, что является одной из причин его популярности (симметрия основа музыки!)
Послушайте пример звучания:
Как и любой другой натуральный лад дорийский имеет свои характерные интервалы, аккорды и каденции, которые позволяют наиболее полно и четко его обозначить.
Обычно есть несколько контекстов использования этого лада в музыке. В блюзе очень часто используется дорийский-блюзовый лад смесь блюзовой пентатоники и дорийского минора. Более подробно его я рассматривал здесь. В фанке очень часто употребляется ход типа:
Обратите внимание,что для обозначения лада необходимо всего две ступени (если учесть,что в басу будет основной тон аккорда) – это мажорная 6 и минорная третья. Обе они присутствует в этом ходе.
Наиболее характерным является интервал сексты на первой ступени лада, который получил название дорийская секста. Послушайте фанковый грув с использованием характерных ходов дорийского лада.
Очень часто дорийское звучание может появляться случайным образом, например, как проникновение мажорных элементов в минорную гамму. Хотя звучание будет идентичным, но принципы использования совсем разные. Отличие, как всегда в природе модальных ладов, которые являются самодостаточными. Использование дорийского лада в импровизации:
Как уже упоминалось в джазе дорийский лад используется для обыгрывания аккордов минорного наклонения(m7,m9 и т.д.). Кроме того дорийский лад можно использовать для обыгрывания альтерированных септаккордов содержащих в себе какое-либо минорное трезвучие:
В приведенном выше пример аккорд E7#5b9 при энгармонической замене g# на Ab дает нам аккорд F минор, следовательно самый простой способ это обыгрывать альтерированные септаккорды дорийским минором отстоящим от основного на полтона. Это известная формула обыгрывания аккордов.
Также дорийский лад очень часто употребляется в модальных импровизациях не зависимо от используемых аккордов. Как правило, в таком случае особое внимание уделяется именно дорийским опеваниям и характерным интервалам.
Гармонизация трезвучиями дает нам 3 новых аккорда, минор на 2 ступени, мажорную субдоминанту и уменьшенное трезвучие на 6 (или полууменьшенный септаккорд). Также в качестве тоники очень часто выступает минорный аккорд с секстой.
Как видите самым ярким здесь является аккорд мажорной субдоминанты, появление которого,как правило вводит дорийский лад.
Использование в композиции.
Как уже упоминалось данный лад является очень популярным и может быть использован во множестве ситуаций.
Особенно хорошо звучит он в контексте смешанных образов,в которых сочетается минорная окраска с радостными чувствами.В соответствующем контексте дорийский лад можно использовать для создания этнического,народного звучания, которое характерно для музыки кельтских народов.
Что послушать:
Miles Davis – So What
Gershwin – Summertime( дорийская гармония)
SRV – i wanna testify( импровизация)
Где можно услышать импровизации в перечисленных ладах сделанных профессионалами?
В статье вроде написано
Miles Davis – So What
SRV – i wanna testify( импровизация)
Scuttle Buttin SRV
На самом деле дорийский лад настолько популярен,что практически в любой джазовой импровизации после 50х годов его можно услышать в том или ином ивиде
Еще кстати Oye Como ya Santana тоже в дорийском
Удручает наличие орфографических ошибок: “Эта ступень вноситЬ мажорное,светлое звучание”