Продолжаем расширять наши знания в области гамм, арпеджио, пентатоник, которые мы используем в импровизации и композиции. В первой части мы рассмотрели варианты обыгрывания мажорного аккорда, а во второй – минорного. Любой мажорный или минорный аккорд позволяет расширять варианты своего звучания путем добавления надстроек и разумных альтераций.
Полууменьшеный септаккорд лишен данного преимущества, поэтому и вариантов его обыгрывания чуть меньше.
Для начала рассмотрим полуменьшенный септаккорд в рамках тональности. Мы можем построить этот аккорд на VII ступени мажора и второй ступени натурального минора (для которого он является характерным акордом и очень часто встречается в последовании II-V-I). По этой причине полууменьшенный септаккорд имеет звучание, более приближенное к минору, чем к мажору.
Первый, самый простой вариант обыгрывания полууменьшенного септаккорда, – это арпеджио:
2. Локрийский лад
Поскольку полууменьшенный строится на VII ступени мажора, то его можно обыграть мажорной гаммой, расположенной на полтона выше тоники аккорда. Для С7-5 это будет гамма Db мажор или, если сыграть ее от тоники аккорда, С локрийский:
Такое движение может быть разрешено как в доминанту Db мажора, то есть Ab7, так и в доминанту Вb минора, то есть F мажор.
3. Суперлокрийский
Это один из ладов, которые очень часто используют для обыгрывания альтерированной доминанты, но также он хорошо звучит на полууменьшенный септаккорд.
Для аккорда С7-5 подойдет F суперлокрийский, который также может быть записан от С и рассмотрен,как минор с пониженной 5 ступенью
4. Арпеджио аккорда третьей ступени
Если добавить к полууменьшенному септаккорду 9 и 11 ступени, то получим арпеджио довольно редкого большого минорного нонаккорда m9(maj7), расположенного на третьей ступени. Его мы и будем использовать для обыгрывания.
5. Пентатоники
Так же, как и в случае с предыдущими аккордами, мы можем использовать пентатоники. Проще всего извлечь их из Db мажорной гаммы, это будут Eb, F и Bb минорные пентатоники, или пентатоники, построенные на 3, 4 и 7 ступенях аккорда.
Поскольку полууменьшенный септаккорд является диссонирующим, то мы можем применить технику выхода (outside) из лада и использовать более диссонирующие сочетания.
Например, уменьшенная гамма хорошо может подчеркнуть характер аккорда, поскольку содержит 5b ступень:
Также можно использовать полиаккордовые сочетания – для этого используем аккорды, содержащие в своем составе ноту F# (энгармонизм Gb). Это могут быть трезвучия II и VII ступени.
Денис, а нельзя ли немного объяснять такие вещи или ссылочки давать где почитать? Цитата:
“Поскольку полууменьшенный строиться на VII ступени мажора,то его можно обыграть мажорной гаммой расположенной на полтона выше тоники аккорда.”
Почему так можно? Из-за гармоничности получаемых интервалов над VII?
Вот такие вопросы мне уже нравятся:) Дополню статью сегодня на эту тему