Когда речь заходит о блюзе, то многие представляют себе старого негра афроамериканца с гитарой и думают о блюзе, как о некой архаичной форме. Однако блюз с тех пор, как он появился в середине XIX века, и до сегодняшнего дня является неиссякаемым источником вдохновения для самых разных стилей музыки. В качестве примера можно сказать, что под влиянием блюза находится музыка как группы Metallica, так и Кристины Агилеры.
Даже если Вы не намерены сочинять джаз, блюз или рок музыку, знание блюзовой формы может дать Вам некоторые новые идеи и позволит зазвучать по новому.
Основой современного блюза является 12-тактовая форма, которая точно копирует поэтическую форму блюза, которая является трехстрочной и имеет форму AAB.
Для обозначения каждой новой строчки используется аккорд новой функции. В 9-10 тактах для блюза типичен ход от V ступени к IV
Таким образом самая простейшая блюзовая форма представляет собой следующий квадрат:
C|C|C|C
F|F|C|C
G|F|C|C
Последние два такта называются тэрнэраундами и могу изменяться до неузнаваемости в зависимости от стиля музыки.
Очень часто, блюзовую форму ошибочно интерпретируют как состоящую из трех предложений. Однако это неверно по нескольким причинам. Первая – это отсутствие каденций, чаще всего в 4, 8, 12 тактах, наоборот, добавляется аккорд, усиливающий тяготение, что способствует склеиванию формы, а не ее расчленению. Вторая – это блюзовая фразировка. Блюзовый четырехтакт может состоять из одной или двух фраз, расположенных на границе псевдопредложений.
Также для блюза характерно построение фраз по принципу “вопрос ответ”, когда вокалист поет первые два такта, а отвечает какой-либо солирующий инструмент. Эта практика появилась в спиричуэлс – духовных песнях, в которых голосу певца отвечал хор, либо наоборот.
Хотя архаичный блюз иногда исполняется обычными трезвучиями, все же чаще всего гармония блюза опирается на диссонанс доминантсептаккорда – поэтому типично изложение блюзовой последовательности именно септаккордами.
Ix| Ix| Ix| Ix
IVx| IVx| Ix| Ix|
Vx| IVx| Ix| Ix
Если выписать септаккорды
и вычленить из них ноты, то получим блюзовую гамму:
Сам блюзовый лад неотделим от септаккордов, поскольку без аккордового сопровождения не дает типичное блюзовое звучание – которое является наложением минорных тонов на мажорную терцию аккорда в сочетании с неустойчивой малой септимой. Очень часто из данной гаммы извлекается блюзовая пентатоника:
Которая при наложении на мажорную гармонию создает мажорно-минорное звучание, характерное для блюза.
Усложнение гармонии
Естественно, что блюзовый квадрат чаще всего исполняется в более сложных разновидностях, при этом методы усложнения гармонической схемы зависят от стилистики произведения.
Для блюзовых стилей характерно добавление промежуточных доминант или, реже, субдоминант. Например:
Ix| Vx| Ix| Ix|
IVx| IVx| Ix|I Ix|
Vx| IVx |Ix| Vx
В данной схеме перед каждой сменой аккорда добавлен аккорд побочной доминанты.
Также в блюзе используется добавление хроматических полутоновых сдвигов. При этом все аккорды рассматриваются в рамках исходной тональности.
Например:
Ix IV#x| Vx| Ix| Ix III#x|
IVx| IVx| Ix| IIx VIbx|
Vx|IVx|Ix|Vx IIbx|
Также для гитарных блюзов характерно изложение аккордов не только в виде септаккордов, но и в виде аккордов с секстой. Если обозначить схематично:
I I6| I7 I6 и т.д
В джазовых вариантах используются более расширенные варианты замен. Каждый четырехтакт рассматривается как небольшая последовательность, которая может предельно усложняться с помощью общепринятых в джазе замен.
Рассмотрим примеры джазовых интерпретаций блюза:
C7 / F7 / C7 / C7 /
F7 / F#dim7 / C7 / Em7 – A7 /
Dm7 / G7 / Em7 – A7 / Dm7 – G7 /
Первый четырехтакт здесь представлен без изменений.Во втором используется классический ход от субдоминанты к тонике через уменьшенный IV# ступени. Затем использован стандартный прием расширения аккордов за счет введения цепочки II-V. Аккорд доминанты смещается до 10 такта, а перед ним вводим секвенцию оборота, начиная в обратном порядке, то есть двигаемся от G7 – Dm7 – A7- Em7 – таким образом получаем исходный оборот, теперь нужно только развернуть его и получим замену. Далее в 11-12 такте использован тот же прием, но только для аккорда I ступени. Также последние два такта могут быть хроматическими C7 – Eb7 / D7 – Db7
Как видите здесь использованы стандартные для джаза гармонические ходы.
Также очень часто используется введение оборота I-VI-II-V. Тогда получим следующую схему:
C7 -A7/ Dm7 – G7/ C7 / Gm7 C7 /
F7 / F#dim7 / C7 -A7/ B7 – G#7 /
Bb7-G7/ F7 / Em7 – Ebm7 / Dm7 – Db7 /
Одним из предельных вариантов усложнения блюзовой последовательности является уже упоминаемая мной последовательность Паркера.
Fmaj7 / Em7b5 A7b9 / Dm7 Db7 / Cm7 F7 /
Bb7 / Bbm7 Eb7 / Am7 D7 / Abm7 Db7 /
Gm7 / C7 / F D7 / Gm7 C7 /
Как можно заметить, здесь сочетаются все рассмотерные выше приемы усложнения. Хроматические сдвиги, введение оборота II-V, оттягивание доминант и т.д
Еще несколько последовательностей из учебника Чугунова:
Проникновение блюза во фьюжн привело к возникновению таких политональных последовательностей:
Pat Metheny “Missouri Uncompromised”
A / A / A / A /
Bb|A | Db/Ab Eb/G | D/F# Dm/F |
E / D / A / A /
Также существуют минорные блюзы, которые, однако, звучат не так характерно:
Из известных минорных блюзов можно назвать припев из “Still got the blues” Gary Moore
Усложнение формы
Чистая блюзовая форма не допускает никаких видоизменений в количестве тактов, однако очень часто используется для создания как более простых, так и более сложных форм.
К простым можно отнести, например, 8-тактовую хард-рок-форму:
I| I| IV| I| V| IV| I| I|
Сложные формы являются соединением простых блюзовых. Классический пример сложной двухчастной – это Сент-Луи Блюз:
Часть A – здесь 12 тактовый блюз
Часть B – 16 тактовая форма
Часть A1 – реприза 12 тактового блюза
Еще вариант простой трехчастной формы на основе блюза:
Когда речь заходит о блюзе- я представдяю ни негра с гитарой, а Чижа, Сергея Чигракова, так как не знаю иностранных языков и считаю что главное в песне должен быть понятен смысл.
У Чижа наверное 10% блюзов и те,как правило не строгие – это всего лишь стилизация,а по большей части просто русский рок.
извините, а как читать статьи? а то не могу войти через ворд пресс, хотя у меня есть созданная страница…
что я не так делаю?
Доброе время суток Денис! Интересно знать, какие компьютерные программы вы используете для озвучивания музыки, в том числе редакторы, плагины. Какие считаете наилучшими. Как оцениваете FL Studio?
Я использую в основном Sonar 8.5 и Adobe Audition 3.Очень редко Fl studio.
Основной пакет плагинов – это Addictive Drums,Trilogy,Scarbee bass,Spectrasonic. Оркестровые East West и Miroslav Philarmonic.True Piano и иногда синтезаторы DAW Sonar. Список большой если полностью писать:) Для обработки использую Waves и T-Racks,хотя при необходимости задействую все что может быть под рукой – главное чтоб соответствовало целям. По поводу FL studio. Для меня она не представляется удобной в первую очередь потому что там элементарно нет нотной записи – а для меня это очень важно.Это не значит,что программа плохая.Но функционально в ней удобно писать электронную музыку.А вот симфоническую или рок музыку трудновато.Но добиться хорошего звука можно в любой профессиональной программе – это дело привычки
Благодарю Вас Денис. Начну использовать Sonar правда у меня в наличии 7 версия.
Можно и 7 – функции очень схожи:)
В Reaper’е обещают поддержку нотной записи, а он для домашних целей дешевле Сонара 🙂
Ну по цене конечно. Только в России наверное люди обсуждают какая программа лучше и пробуют кучи разных.А на самом деле по всему миру выбор большей частью определяет цена,так как функции одинаковые.Хотя есть бесплатные аналоги вроде
В одном флаконе бесплатных аналогов профессиональным студиям нет – на Windows. Есть, правда lmms, но в ней нет нотного редактора, сама она под виндой весьма глючная. Можно подружить нотный редактор MuseScore с любой DAW через связку Jack+миди-роутер (например, MIDI-Ox), но это извращение :). Под Linux есть Rosegarden. Кроме того, есть продукты специально для композиторов, например, Synfire.
Но ведь мы еще не композиторы. Станем ли ими???
Вот интересно Денис другое! Где услышать можно Ваши композиции? На живом примере поучиться. Денис я без умысла. По правде. Не важно качество звучания. Важно то чему учите.
Смотрите страницу кто мы – там есть примеры
Я проще поступил Денис. Сейчас смотрю Ваши импровизации. Качество конечно плохое, но в остальном !!!! Прекрасно!
Ну это любительские видеозаписи.Скоро будут профессиональные.Главное что суть понятна.просто я музыкант,а не видеооператор:)
Насчет реплики про Synfire, кажется, есть непонимание. Кто мешает пользоваться новичку-любителю профессиональным инструментом? Только недостаток средств, видимо 🙂 В большинстве DAW к пиано-роллу не прилепишь обозначения аккордов, притом, что не получится небрежным движением руки полностью сменить гармонию, как это сделано в Synfire.
Денис,есть предложение Вам (оно же вопрос) )):почему бы не сделать поступенные (чтоли или как это еще назвать) уроки блюза?? Чтоб от и до и постепенно все-для тормозов,вроде меня,которым нужно все разжевывать ))
P S И еще! Денис,насторожила Ваша фраза на сслылке на вебенар по технике-”Стать виртуозом легко”(с) Вы абсолютно уверены в этом? Значит,не надо,как тот же Мальмстин,сидеть над гитарой от заката до рассвета? Но тогда бы виртуозами были бы все- а не еденицы,которых весь мир знает…
На самом деле виртуоз и мастер – это разные вещи:) Виртуозов очень много – большинство людей которые занимаются музыкой более 10 лет и правильно занимаются – уже виртуозно владеют инструментом.Смысл вебинара быд в том,чтобы дать способы быстрой работы и легкой без напряга.Насчет Мальмстина – основную базу техники он сделал за 2-3 года
Денис,а печатную версию вебенара можно где-нибудь увидеть-может я тоже сделаю основную базу за два года?)
“типичное блюзовое звучание – которое является наложением минорных тонов на мажорную терцию аккорда”
Друзья, вбейте себе в голову. что блюзовый лад, это не наложение минора на мажор, это не наложение мажора на минор, это – блюзовый лад. Пока не поймете, что в блюзе нет разницы где ты – в мажоре или в миноре, за импровизацию не беритесь – будет как в роке: чистенько но бедненько.