Ионийский лад — родоначальник современного мажора, настолько привычен для современного музыканта, что наверное лишь немногие смогут объяснить чем же ионийский лад отличается от натурального мажора.
В первую очередь здесь нужно вспомнить об отличии модальности и тональности.
Ионийский лад модален, соответственно в нем только одна устойчивая ступень I. В мажоре I-III-V. Это косвенный признак, по которому можно отличить лад от мажора. Однако поскольку звуковой состав их одинаков иногда может возникать двойственное трактование.
Тогда можно обратиться к гармонии. Хотя в чистом ионийском ладу возможны любые созвучия не характерные для мажора и тональной системы в целом, однако есть ряд оборотов, которые характерны именно для ладового движения.
Это в первую очередь оборот II-I, а также III-I, IV-III и конечно же V-IV. Здесь естественно преобладание секундового сопоставления трезвучий.
Таким образом, можно выделить два главных признака ионийского лада:
1. Тяготение мелодии к одной ступени (устою)
2. Использование нехарактерных для мажора гармонических оборотов.
Например, вы можете гармонизовать обычную мажорную мелодия с помощью аккордов нетерцового строения или сочинить полифоническую пьесу на основе этого лада без опоры на функциональную гармонию. Тогда также можно говорит о использовании ионийского лада.
Также при обучении джазовой импровизации ионийским ладом обычно обыгрывают аккорды класса maj7 (обычно тонический).
Не запутывайтесь в понятиях и используйте теорию на практике!
]]>
А в каком смысле в мажоре V ступень устойчива?
Похоже, на мой туповатый вопрос никто не ответит 🙂 Сформулирую иначе. Если, скажем, долго играть ноты из гаммы до-мажора, но оттягивать тонику, то выделятся другие устойчивые ступени но уже ля-минора: E, A – а также наособицу зазвучит B, как, видимо, близкая нота к C и ступени III. И чем тогда до-мажор лучше Ионийского лада, если без тоники с него сбивает на ля-минор?
Ионийский лад принадлежить модальной системе, а мажорный лад тональной. Если находиться в рамках мажора,то можно вообще практически не брать тонику, а оттянуть ее появление до каданса ( так люил делать мусоргский). в ионийском ладе любая более менее долгая нота становиться тоникой нового лада т.е. возникает ладовая модуляция. Сорри за долгий ответ.