• Корзина пуста.

17 ступеней тональности

Когда я говорю про 17 ступеней тональности, это нередко вызывает недоумение и непонимание даже у музыкантов продвинутого (относительно) уровня.

Обычно это связано с разной трактовкой понятия тональности на разных уровнях обучения, о чем я говорил в отдельном видео (“Что такое тональность”).

Однако без понимания того, как образуются и как работают эти 17 ступеней, невозможно понять тональность ни в мелодии, ни в гармонии. Поэтому сегодня сделаем с вами обзор каждой из 17 ступеней, посмотрим на некоторые возможные варианты функционирования этих ступеней в тональности, а вы после прочтения обязательно на практике закрепите другие варианты, так как перебор всех возможностей занял бы, наверное, целую книгу.

Итак, для начала нужно сказать, что тональность — это диахроматическая система.

То есть исходные 7 ступеней диатоники выступают опорой для надстройки из остальных 10 ступеней, но было бы глупо рассматривать их просто как изменение ступеней. Хотя количество ступеней у нас формально остается равным 7, очевидно, что приравнивать 2b к 1# ни функционально, ни мелодически не имеет смысла.

Итак, основа тональности — это 7 базовых ступеней диатоники. Если вы вдруг ничего не знаете про ступени диатоники мажора, то вам срочно надо пройти курс теории (Кстати, с 10 июля будет доступен пакет новичка, в который входят и курсы, и практикум по теории).

Главное, что мы должны помнить о ступенях диатоники, что они делятся на 2 большие группы:

Устойчивые: 1, 3 и 5

Неустойчивые: 2, 4, 6, 7

Каждая группа делится еще на 2 подгруппы. В устойчивых мы выделяем тонику как единственный настоящий устой и менее устойчивые 3 и 5. В неустойчивых мы выделяем нейтральные 2 и 6 и остро неустойчивые (признак лада, тритон) 4 и 7.

Уже в диатонике формируется базовый принцип. Неустойчивая ступень переходит в устойчивую.

Все остальные ступени возникают либо как гармонические, либо как мелодические и в любом случае следуют логике неустойчивых ступеней (за редким исключением).

То есть у нас выстраивается такая иерархия:

1

35

2467

1#-2b-2#-3b-4#-5b-5#-6b-6#-7b

Звуки стремятся в этой схеме снизу вверх, и, например, 7 ступень неустойчивая по отношению к устойчивым, но в соотношении к 6# она становится своеобразным неустойчивым устоем, так как происходит хоть и временное, но закрепление ступени.

Мелодическая природа хроматических ступеней достаточно проста.

Это либо хроматические проходящие звуки, либо нижние вспомогательные. Так мы получаем почти все из 10 ступеней.

Например, B A# B — нижний вспомогательный к B или D-D#-E – хроматический проходящий.

В этом виде ступени всегда идут по направлению альтерации. То есть бемоль вниз, диез вверх.

Гармоническая природа ступеней чуть сложнее, так как связана с альтерацией аккордов и не всегда ступени идут по направлению движения.

Самые типовые примеры альтераций — это альтерация звуков в аккорде второй ступени (субдоминанта). Здесь можно встретить и D#, и Db, а также Ab (отсюда гармонический мажор) и F#, реже, но также может встретиться Eb.

Фактически любая из 10 ступеней есть часть либо альтерированной субдоминанты, либо доминанты.

Если же ступень не имеет гармонического обоснования, как, например, Gb (5 низкая), то мы используем ее только в мелодическом контексте. В случае с Gb это проходящая вниз G Gb F или верхняя вспомогательная F Gb F.

Сводная информация по 10 хроматическим ступеням:

1# – проходящая, вспомогательная, вводная в ii, как часть побочной доминанты

2b – проходящая, вспомогательная верхняя, часть неаполитанской гармонии, пониженная квинта доминанты

2# – проходящая, вспомогательная нижняя, признак альтерации субдоминанты, повышенная квинта доминанты, терция побочной доминанты к iii

3b – проходящая, вспомогательная верхняя, часть iv#dim7, а также VIb (в прерванном кадансе)

4# – проходящая, вспомогательная, альтерация субдоминанты, квинта побочной доминанты к iii

5b – проходящая, вспомогательная, септима побочной доминанты к неаполитанскому (Vib7)

5# – проходящая, вспомогательная, терция побочной доминанты к vi (III7)

6b – проходящая, вспомогательная, альтерация субдоминанты, 9b для V7b9, септима в VIIdim7, прима в Vib

6# – проходящая, вспомогательная, повышенная нона для V7#9, как квинта в II7#5

7b – проходящая, вспомогательная, септима в побочной доминанте к ii (I#dim7)

Как я написал выше, это не все возможные варианты интерпретации ступеней. Для любого композитора, аранжировщика важно практически проверить все эти ступени и научиться их применять в гармонии и мелодии.

06.07.2024

0 комментарий (-ев) к статье "17 ступеней тональности"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture