Вопрос вынесенный в название статьи волнует не только профессионалов, но и огромное количество музыкантов-любителей, которые уже пытались или сочиняют музыку.
Данная тема, несмотря на свою однозначность и прозрачность со стороны профессиональных композиторов, до сих пор является своеобразным камнем преткновения и причиной holy war.
Кто-то начинает утверждать, что вдохновение это все, что нужно для создания музыки и никаких правил нет. Кто то разумно замечает, что в музыке есть правила, которые нужно соблюдать и знать. Моя точка зрения однозначна и логична: музыка – это искусство. Любое искусство основано на определенных законах и правилах, которые делают его таковым. Кроме того, искусство это биполярный способ донесения информации до большого количества людей. Под биполярностью я подразумеваю первое – наличие неразумного, нерационального начала и второе – обязательное присутствие рационального, организующего.
Предложу вам интересную аналогию:
Искусство можно сравнить со стихиями. Вода, огонь, воздух, земля, дерево – эти стихии могут быть, как губительны, так и полезны для человека.
Но для того, чтобы извлечь из них пользу необходимо укротить стихию, подключить разум, науку и сделать из водяного потока турбину, из дерева дом, обработать землю и вырастить урожай и т.д.
Сама по себе стихия существует без вмешательства человека, но пользу приносит только при вмешательстве разума.
Музыка это также стихия, присутствующая во вселенной без нашего участия.
Пение птиц, завывание ветра, стук колес поезда – все это музыка природы.
Но искусством звуки становятся тогда, когда их усмиряет разум. Придает им форму и превращает дикую энергию вселенского звука в идеально отточенную форму мелодии, гармонии, инструментовки и т.д.
Сегодня очень многие полагают, что разум не нужен искусству.
Но давайте проведем простой эксперимент…
Дадим музыканту-самоучке, незнакомому с теорией, гармонией и основами инструментовки простое задание.
Написать пьесу для оркестра – усмирить этот огромный парад стихий.
Что из этого получится?
Без знания нот, гармонии, понимания элементарного строя инструментов, что он будет делать с этой стихией?
Конечно же ничего не выйдет. Это очевидно.
Стихия мелодии, гармонии, ритма, формы – ничуть не проще.
Вернемся к главному вопросу – как сочинять музыку?
Очевидно, что процесс придания формы музыкальному пространству не может быть математичным, так как любое искусство вариативно в этом плане.
Но все же можно выделить несколько базовых схем, которыми пользуются, как профессионалы, так и опытные любители.
Первое, что вам нужно это образ, эмоции, чувства, то есть, то о чем вы хотите сказать в своем произведении или песне.
Это определит выбор музыкальных художественных средств.
Например, грустные лиричные композиции будут медленными и минорными, а восточный колорит мелодии можно придать, используя определенные лады.
После этого Вы можете начать процесс поиска музыкальной идеи и интонации.
Интонация может объединять, как небольшие части произведения, так и большие эпизоды музыкальной формы.
Как правило, в начале вам будет достаточно всего 2-3-х нот, чтобы найти нужную вам интонацию.
Этот способ отлично подходит Вам, если вы начали писать музыку с мелодии.
Сочинение мелодии включает в себя этапы работы над мотивами, фразами, ритмом и музыкальным синтаксисом, а также проработку интонационных связей.
После того, как вы сочинили мелодию, задача наполовину решена.
Теперь Вам нужно подобрать аккорды, фактуру или аккомпанемент.
Также возможен другой процесс создания музыки.
Вы можете в начале сочинить аккордовую последовательность, а затем на основе ее сочинить мелодию.
В этом случае движение и фонизм аккордов будут создавать определенное настроение.
Не редко основой композиции становится грув, то есть ударные + бас.
То есть, как и было сказано выше нет однозначной схемы с чего начинать сочинение музыки, но после выбора отправной точки у вас сокращается количество вариантов для дальнейших шагов.
Иногда у вас нет идей или вы не знаете с чего начать.
В этом случае, лучше всего обратиться к творчеству других музыкантов.
Вы можете заимствовать какую либо идею и переработать ее. Например, взять аккорды и развернуть их наоборот, или позаимствовать интонацию мелодии, но использовать в другом контексте. Использовать грув, форму или общую идею.
Как вы помните, музыка это стихия и ваша задача просто выделить из бесконечного потока вселенской музыки отдельный элемент.
Самое главное это сохранять здоровый баланс между рацио и эмоциями.
Используйте теорию музыки, как отправную точку для создания музыкальных идеи. В любом отдельном элементе теории кроется целая кладезь идей.
Также очень хорошие идеи рождаются при занятиях на инструменте. Запоминая характерные аппликатуры или движения гармонии Вы формируете ваше композиционное подсознание, то есть ту часть, которая, как правило, отвечает за гениальность музыки.
Этого вопроса нужно коснуться более подробнее.
Непонимание значения теории связано именно с неправильным пониманием работы сознания и подсознания при сочинении музыки.
Многие начинающие музыканты думают, что им нужно держать теорию в голове при сочинении музыки или размышлять над тем какие ноты выбрать, какие аккорды можно использовать, какие нельзя и т.д.
В действительности же все происходит совсем иначе.
Музыкант, владеющий теорией и гармонией создает музыку свободно и легко, без ограничений, потому что волен двигаться туда куда хочет. Его подсознание, переработав теорию, выдает отличную музыку.
Именно это важно при обучении сочинению музыки. Переводить теоретически знания из области разума в привычку, то есть в подсознание.
Музыкант без знания теории, как правило, наоборот находится в очень узких рамках знакомых ему приемов. Его подсознание пусто, оно не имеет почвы для генерирования мелодии. Его слух не привычен к необычным движениям гармонии, мелодии, и соответственно слышать такие движения и генерировать их он не способен.
Конечно, такой музыкант может случайно поставить пальцы не туда и получить отличное движение звуков. Но..
Это не есть усмирение стихии, а скорее следование ей. А любая не усмиренная стихия рано или поздно приносит вред.
Например, в виде самоплагиата, неосознанного плагиата.
Резюмируя выше сказанное можно сказать, что для того, чтобы сочинять музыку Вам нужно:
1. Научиться усмирять стихию музыкального искусства
Для этого Вам нужно осмыслить теорию и перенести ее в подсознание, для того, чтобы позволить ему генерировать прекрасные и возможно гениальные идеи.
2. Иметь опыт – эмоциональный, рациональный – любой
Это то, что дает жизнь и дыхание музыке. Следуйте за образом и сочинение музыки будет для вас очень простым занятием.
3. Изучайте опыт великих
Никогда не равняйте на самоучек и композиторов одного жанра. Только образованные композиторы, прошлого и настоящего должны быть вашим идеалом. Только в этом случае Ваше подсознание сможет подключиться к бесконечному источнику идей.
4. Развивайте в равной степени и разум и чувства
Надеюсь, что соображения высказанные в данной статье помогут вам сделать первый шаг на пути к созданию музыки, а возможно заставят переосмыслить саму суть музыкального искусства. Также я уверен, что будут и несогласные, готовые защищать свою позицию и приводить в пример музыкантов однодневок, музыкантов одной песни, которые не способны по настоящему усмирять стихии, или музыкантов, которых сделали продюсеры с высшим образованием. Что ж, я надеюсь, что ваше мнение изменится или хотя бы на секунду вы задумаетесь о том, что есть другая сторона музыки. В любом случае мнение это только мнение.
полностью согласна
Хорошая статья.
Замечательная статья, Денис!
“Переводить теоретически знания из области разума в привычку, то есть в подсознание” – сильные слова. Ведь, по сути, для реализации таланта вполне может быть достаточным иметь мотивацию к действию и такого вот рода привычку.
А не является ли заимствование из других песен/музыкальных произведений аккордовых последовательностей, ритмических фигур мелодий и их музыкальных интонаций у других авторов плагиатом? Вот если я позаимствую грув и фактуру одной песни, но напишу другую мелодию, гармонию и текст, вдруг ко мне начнут придираться, мол: “А вот здесь он грув с вот этой песни слизал, а вот тут гармонию с вот этой”. Все-таки хочется чего-то оригинального, и при этом сочинять музыку честно
Нет не является, потому что так делали все – начиная от первого музыканта, который позаимствовал идею у природу, Баха, который постоянно использовал заимствованные мелодии и заканчивая современной поп музыкой, которая в 90 процентах случаем построена на готовых шаблонах.
Стравинский за всю карьеру композитора не сочинил ни одной мелодии, все заимствовал. Важен не первичный материал, а то как с ним работают. Ни гармония, ни фактура, ни грув не являются объектами авторского права, иначе группа Boston должна подать в суд на Nirvana за песню Smeel like teen spirit, например. Но я конечно же не призываю заниматься плагиатом, просто нужно изучать творчество других музыкантов и адаптировать его для своих нужд если есть такая потребность.
Мне кажется, автор сильно передёргивает в сторону чисто технического аспекта написания музыка. Да, можно выучить теорию композиции, гармонию, возможности музыкальных инструментов и т.д. и… штамповать потом абсолютно пустую, безэмоциональную пошлятину. Сколько мне попадалось разного рода эпической, возвышенной оркестровой музыки, которая пишется штабелями всеми подряд. И вроде оркестровка по теории, и сама мелодия построена таким образом, чтобы раскачивать эмоции… но эффекта нет, ничего внутри не зашевелилось.
Если говорить именно об акте чистого творчества, то тут на первом месте стоят совсем другие вещи. Это психотип человека, характер эмоций, наполняющих его и переживаемых им. Эмоциональный опыт и острота эмоциональной восприимчивости имеет большое значение. Не менее важны интеллектуальный уровень человека; сложность и важность идей и событий волнующих его; собственно, идеализм; способность фантазировать и абстрактно мыслить. Всё это в итоге трансформируется в некий эмоциональный выплеск — вдохновение, если угодно, — который приводит к рождению мелодии, мотива, канвы, на которые уже потом и можно накладывать разные технические приёмы, штрихи и т.д.