В прошлой статье я уже упоминал о 2 основных навыках, которые должен развить музыкант в процессе занятий по сольфеджио. Это определение аккордов на слух и определение последовательностей.
В этой статье мы продолжим разбирать нюансы, которые необходимо учесть при планировании занятий по развитию музыкального слуха.
Можно выделить 4 стадии:
1) Определение каденций (кадансы) на слух
Я не буду углубляться в теоретические аспекты гармонии. В простейшем виде каденция это устойчивый гармонический оборот, который завершает построение. Существуют классические кадансы, которые являются отличным начальным материалом для развития гармонического слуха.
В первую очередь научитесь определять следующие виды кадансов:
Автентический
[audio:Autentic.mp3]Плагальный
[audio:plagal.mp3]Половинная каденция
[audio:half.mp3]Научитесь определять тип каденций в известной музыке. Поскольку в каденции используется только 2 аккорда, то это идеально для развития слуховых навыков определения движения аккордов в гармонии. Кроме того, само положение аккордов здесь помогает воспринимать каденции легче, что впоследствии позволяет легче определять данные движения и внутри аккордовой прогрессии.
2) 3-х аккордовые песни
Среди музыкантов существует шутка о том, что любая музыка состоит из 3х аккордов. Однако в каждой шутке есть доля правды — количество песен, которые построенные на 3х аккордах просто огромно. Можно даже найти специальные сборники 3-х аккордовых песен. Важно то, что чаще всего это аккорды основных функций:
I-IV-V или T-S-D
Последовательности, построенные на чередовании этих аккордов можно встретить и в классической, и в рок, и в поп музыке.
Здесь важно слышать не вид аккорда, а именно отношения между аккордами и их функции.
Также как для опытного музыканта квинта всегда звучит одинаково, не важно от какой ноты она построена, точно также вы сможете слышать соотношения аккордов I-IV-V, независимо от тональности. Главное настроиться в тональности и Вы будете слышать какие аккорды использованы в прогрессии.
При этом если простейшие варианты движения аккордов определить на слух не составляет труда (пример1), то расположение аккордов в непривычном порядке может быть для вас сложным ( пример 2 ):
1 пример — CFGCFGC
[audio:Progression1.mp3]
2 пример — GCFC
[audio:Progression2.mp3]
Следующая подступень это работа с блюзовой прогрессией. Поскольку она основана на 3х аккордах, то является также отличным упражнением для развития гармонического слуха.
Напомню Вам формулу блюзовой прогрессии:
I – I – I – I
IV – IV – I – I
V – IV – I – V
Послушайте пример:
[audio:blues.mp3]Чаще всего здесь используются септаккорды, однако на начальном этапе не столько важно качество аккорда, как его функция.
Блюз является основной для многих современных стилей и ощущение гармонии в контексте блюзовой прогрессии является одним из важнейших навыков музыканта.
Поэтому в качестве упражнения слушайте блюзы и самое главное практикуйте их на вашем инструменте. После того, как вы освоите 3х аккордовые прогрессии можно будет идти дальше.
Но об этом я расскажу в следующей статье, а пока можете начать практиковаться!
До встречи!
P.S Подробнее почитать про блюз вы можете здесь: https://study-music.ru/blyuzovaya-forma/
0 комментарий (-ев) к статье "Развитие гармонического слуха (часть 2)"